Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Воспитательные приоритеты современной студенческой молодежи

В.А. Ситаров
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.07-17.012

 

В.А. Ситаров,

д-р пед. наук, проф., заведующий

кафедрой педагогики и психологии высшей школы

Московский гуманитарный университет

e-mail: sitarov@mail.ru

 

Рассмотрены ценностные аспекты развития современной студенческой молодежи. Представлена роль высшей школы и вузовской педагогики как факторов обеспечения ценностной идентичности и устойчивости воспитательного процесса. Предложена конструкция источников ценностных ориентаций для воспитания молодежи, включающая семь сопряженных пластов социокультурного опыта: социоцентрический, теоцентрический, антропо-центрический, этноцентрический, природоцентрический, культуро-центрический, гносеоцентрический. В каждом из данных пластов концентрируются важнейшие ценностные образования, представляющие необходимый и избыточный цивилизационный ресурс для построения продуктивной воспитательной практики в современном вузе. Также предложены авторские рекомендации для реализации положительных воспитательных приоритетов современной студенческой молодежи.

Ключевые слова: ценности, молодежь, социокультурный процесс, воспитание, социальный заказ, высшая школа, вузовская педагогика, ценностные пласты социокультурного опыта.

 

Литература

  1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 136-203.
  2. Каррье Г. Культурные модели университета // Alma mater (Вестник высшей школы). — 1996. — № 3. — С. 15–24.
  3. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. — 2001. — № 3. — С. 5–17.
  4. Ретрелла Р. Университет как место производства знаний // Alma mater (Вестник высшей школы). — 1994. — № 3. — С. 16–25.
  5. Ситаров В.А. Дидактика. — М., 2004.
  6. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Психологические особенности студенческой молодежи с различным уровнем самореализации в обучении // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2008. — № 7. — С. 49–55.
  7. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. — Мн., 2004.
  8. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. — Т. 1. — М., 1990.
  9. Шутенко А.И. Кризис высшей школы: испытание постмодернизмом // Сибирский педагогический журнал. — 2005. — № 5. — С. 197–203.
  10. Шутенко А.И. Социокультурные измерения образовательного процесса в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 7. — С. 36–40.