Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

От интернализма и экстернализма к концепции тройной детерминации творчества

Н.Н. Губанов, В.В. Бушуева, Н.И. Губанов
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.10-16.032

 

Н.Н. Губанов,

д. философ. н., доц.

e-mail: gubanovnn@mail.ru

В.В. Бушуева,

к. философ. н., доц.

e-mail: vbysh2008@rambler.ru

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Н.И. Губанов,

д. философ. н., проф., заведующий кафедрой философии и истории

e-mail: gubanov48@mail.ru

Тюменский государственный медицинский университет

 

Исследованы основные факторы, детерминирующие появление открытий и изобретений в науке и технике. Рассмотрены их взаимосвязь и взаимодействие. Показано значение роли личности в научно-техническом прогрессе. Дано обоснование принципов новой концепции тройной детерминации творческого процесса, в связи с чем отмечено, что социокультурный фактор обеспечивает заказ на открытие, внутринаучный дает исторически сформировавшуюся когнитивную основу для решения проблемы, личностный фактор (ментальность творца) реализует оригинальную суперпозицию (наложение) внутринаучных и социокультурных параметров, уникальным образом преобразованных субъектом на основе знаний, интуиции, веры, воли. Сделан вывод о том, что именно связь исследованных факторов, именуемая законом тройной детерминации научно-технического творчества, приводит к инновационному научно-техническому результату.

Ключевые слова: динамика научного знания, менталитет, интернализм, экстернализм, научно-технический прогресс, одновременные открытия, преждевременные открытия, закон тройной детерминации научного творчества.

 

Литература

  1. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе // Вопросы философии. — 2013. — № 2. — C. 22–32.
  2. Губанов Н.Н. Вызов Аполлона как стимул развития образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 5. — C. 19–23.
  3. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Роль образования в формировании глобалистского менталитета // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 11. — C. 11–17.
  4. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Курс лекций по философии науки // Вестник Российской академии наук. — 2015.  — № 10. — C. 946–948.
  5. Лебедев С.А. Методология научного познания. — М., 2015.
  6. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. — М., 1974.
  7. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования. — М., 2013.
  8. Потапцев И.С., Бушуева В.В., Бушуев Н.Н. Анализ основных факторов, определяющих появление открытий и изобретений в науке и технике // Наука и образование. — 2014. — № 4. — С. 398–415.
  9. Философия науки. — М., 2007.
  10. Mayer J. & Solovey P. What is Emotional Intelligence? In: Emotional development and emotional Intelligence. N.Y., 1997, pp. 3–31.