http://dx.doi.org/10.20339/AM.08-16.104
С.Б. Муртазова,
старший преподаватель кафедры «История Узбекистана»
Каршинский инженерно-экономический институт, Узбекистан
e-mail: sahodat@mail.ru
Представлен авторский анализ истории дастанного искусства — уникального исторического наследия Узбекистана. Дастан — эпическое произведение в фольклоре или литературе. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой каких-либо героических мифов, легенд или сказочных событий. Дастан, описывающий фантастические и авантюрные ситуации, нередко имеет усложненный сюжет, отличается несколько гиперболизированными событиями, в нем действуют идеализированные герои. Многовековая традиция дастанного искусства успешно развивается в современном Узбекистане. В статье рассказывается о ныне действующих школах дастана в Узбекистане на территории Хорезма, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Каракалпакии, дана характеристика их представителям — исполнителям дастана (бахши), искусство которых весьма высоко ценится среди народа.
Ключевые слова: узбекское музыкальное наследие, дастан, фольклор, музыка, жанр, традиция, искусство, маком, дукон, творчество, наставник, бахши, песня, дутар, Хорезм, Кашкадарья, Сурхандарья, Каракалпакистан, поэт, певец, музыкальные способности, школы дастана.
Литература
- Зарифов Х. Из истории узбекской советской фольклористики / Задачи узбекского советского фольклора. — Ташкент, 1970. — С. 264.
- Каххаров А. Новые дастаны (на основе репертуаров народных бахши Кашкадарьи и Сурхандарьи). — Ташкент, 1985. — С. 4–5.
- Матёкубов Б. Исполнители дастанов // Гулистан. — 1995. — № 4.
- Отоёр. Напевы Хорезма // Гулистан. — 1990. — № 6. — С. 16–17.
- Хамидов Х. Очерки из истории культуры нашего края в XVI—XIX вв. — Ташкент, 2009. — С. 86–87.
- Эргашев О., Хушмурадова И. Суверенитет и фольклор. — Ташкент, 2006. — С. 64–68.