Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

История узбекского дастанного искусства

С.Б. Муртазова
80,00 Р

http://dx.doi.org/10.20339/AM.08-16.104

 

С.Б. Муртазова,

старший преподаватель кафедры «История Узбекистана»

Каршинский инженерно-экономический институт, Узбекистан

e-mail: sahodat@mail.ru

 

Представлен авторский анализ истории дастанного искусства — уникального исторического наследия Узбекистана. Дастан — эпическое произведение в фольклоре или литературе. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой каких-либо героических мифов, легенд или сказочных событий. Дастан, описывающий фантастические и авантюрные ситуации, нередко имеет усложненный сюжет, отличается несколько гиперболизированными событиями, в нем действуют идеализированные герои. Многовековая традиция дастанного искусства успешно развивается в современном Узбекистане. В статье рассказывается о ныне действующих школах дастана в Узбекистане на территории Хорезма, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Каракалпакии, дана характеристика их представителям — исполнителям дастана (бахши), искусство которых весьма высоко ценится среди народа.

Ключевые слова: узбекское музыкальное наследие, дастан, фольклор, музыка, жанр, традиция, искусство, маком, дукон, творчество, наставник, бахши, песня, дутар, Хорезм, Кашкадарья, Сурхандарья, Каракалпакистан, поэт, певец, музыкальные способности, школы дастана.

 

Литература

  1. Зарифов Х. Из истории узбекской советской фольклористики / Задачи узбекского советского фольклора. — Ташкент, 1970. — С. 264.
  2. Каххаров А. Новые дастаны (на основе репертуаров народных бахши Кашкадарьи и Сурхандарьи). — Ташкент, 1985. — С. 4–5.
  3. Матёкубов Б. Исполнители дастанов // Гулистан. — 1995. — № 4.
  4. Отоёр. Напевы Хорезма // Гулистан. — 1990. — № 6. — С. 16–17.
  5. Хамидов Х. Очерки из истории культуры нашего края в XVI—XIX вв. — Ташкент, 2009. — С. 86–87.
  6. Эргашев О., Хушмурадова И. Суверенитет и фольклор. — Ташкент, 2006. — С. 64–68.