Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Компетентностный подход в высшем образовании: соотношение и взаимосвязь понятийного аппарата

А.К. Наркозиев
$2.50

http://dx.doi.org/10.20339/AM.07-16.053

 

А.К. Наркозиев,

д. педагог. н., доц.

Международный университет Кыргызстана

e-mail: narkoziev@bk.ru

 

Рассмотрена тема компетентностного подхода к человеку как основному участнику образовательного процесса и профессиональной деятельности, связанного с формированием качества его личностных и профессиональных проявлений. Компетентностный подход нацеливает усилия всех участников образовательного процесса на формирование у выпускника вуза определенных свойств, которые должны иметь статус постоянных признаков профессиональной подготовки выпускника и в то же время быть новым меняющим компетентном как результат взаимодействия обучающегося с другими участниками образовательного процесса и с образовательной средой. Сделан вывод о том, что компетенция как таковая есть часть потенциального качества образования, поскольку все формы и виды обучения не могут полностью обеспечить приобретение студентами всех компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход как специальный термин, компетентностный подход как показатель уровня профессионализма, компетенция как образовательная категория, компетентность как совокупность потенциальных свойств.

 

Литература

  1. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. — СПб. – М., 2006.
  2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING). — М., 2006.
  3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 21–26.
  4. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный     подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23.
  5. Татур Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе. — М., 2005.
  6. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.
  7. Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training. — 1999. — Vol. 23. — P. 275–285.
  8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. — М., 2002.
  9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — Воронеж, 2002.
  10. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М., 2006.
  11. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М., 2004.