Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Русская школа подготовки инженеров как основа модернизации инженерного образования в контексте инициативы CDIO

А.А. Дорофеев, Д.А. Ягодников
$2.50

http://dx.doi.org/10.20339/AM.06-16.049

 

А.А. Дорофеев,

д. педагог. н., к. т. н., проф. кафедры «Ракетные двигатели»

e-mail: a.a.dorofeev@bmstu.ru

Д.А. Ягодников, д. т. н., проф., заведующий

кафедрой «Ракетные двигатели»

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

e-mail: daj@bmstu.ru

 

Исследована тема инициативы CDIO, оформленной как научное и педагогическое сообщество с целью практической ориентации университетского инженерного образования на подготовку выпускников высших технических учебных заведений в интересах потенциальных работодателей. Представлено описание «русского метода обучения ремеслам инженеров и механиков» (русской инженерной школы), методологически обоснованного и практически реализованного в России в конце XIX столетия. Показано, что опыт русской школы подготовки инженеров как основы модернизации инженерного образования может быть успешно использован в контексте инициативы CDIO. Сделан авторский вывод о возможности и целесообразности использования апробированных отечественной высшей технической школой решений, вписывающихся в контекст реализации указанной инициативы. Обосновано  формирование целостного образа профессии с раскрытием роли фундаментальных знаний. Воспитание студента представлено как содействие становлению и саморазвитию социально ответственной личности патриота и гражданина.

Ключевые слова: инженерное образование, русская школа подготовки инженеров, воспитание, модернизация, инициатива CDIO

 

Литература

  1. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. — М., 2015.
  2. Дорофеев А.А. Системные функции пропедевтики и опыт их реализации в образовательном стандарте, упредившем «Всемирную инициативу CDIO» // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 7. — С. 22–25.
  3. Никифоров В.И., Черненькая Л.В. «Всемирная инициатива CDIO» в российском образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 3. — С. 8–12.
  4. Александров А.А., Федоро  И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. — 2013. — № 12. — С. 3–8.
  5. Дорофеев А.А., Лукьяшко А.В. Кадровые потребности производства ракетно-космической техники и варианты модернизации высшего технического образования // Полет. — 2010. — № 1. — С. 52–56.
  6. Дорофеев А.А., Комаров М.А. Целевая подготовка инженеров на факультетах при ведущих предприятиях ракетно-космической отрасли и реформирование российского высшего технического образования // Полет. — 2013. — № 12. — С. 48–53.
  7. [URL]: http://technomag.bmstu.ru/doc/699795.html
  8. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования. — М., 2005.
  9. Добряков А.А. Психолого-педагогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей (содержательные элементы субъект-объектной педагогической технологии). — М., 2001.
  10. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. — М., 1965.
  11. Дорофеев А.А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика, методика и практика проектирования. — М., 2012.
  12. Александров А.А., Коршунов С.В., Цветков Ю.Б. Образовательные стандарты МГТУ им. Н.Э. Баумана — новое качество инженерного образования // Наука и образование. — 2014. — № 12. — С. 128–136.