В.И. Жуковский,
д. философ. н., проф. кафедры культурологии
М.В. Тарасова,
к. философ. н., доц. кафедры культурологии
Сибирский федеральный университет
E-mail: jln@kraslib.ru
Рассматривается наглядный образ как продукт визуального мышления, который играет особо важную роль в процессе обучения в высшей школе. Представлено исследование познавательных особенностей и функций визуального мышления, которое, подчеркивают авторы, позволяет понять сущность мыслительного процесса. Утверждается, что творческие потребности студенческого возраста, встречаясь с конструирующими схемами визуального мышления, превращают наглядные образы в наиболее адекватные инструменты образования, в т.ч. высшего профессионального. Сделан вывод о важности привлечения активных методов визуального мышления, по мнению авторов, обусловленного тем, что сегодня трудно представить современное общество без аудиовизуальной культуры, которая становится неотъемлемой частью бытия, способствуя развитию все более высоких уровней мышления.
Ключевые слова: визуальное мышление, высшее образование, студенческий возраст, тип деятельности, структура, наглядность, образное мышление, наглядный образ, обучение.
Литература
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.
2. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? — М., 1993.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 2004.
4. Жуковский В.И. Визуальное мышление в процессе художественного творчества // Философия и культура. — 2014. — № 4. — С. 618–627.
5. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность. — Свердловск, 1991.
6. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Интеллектуальная визуализация сущности. — Красноярск, 1998.
7. [URL]: http://www.art-education.ru/AE-magazine-2-2014.htm
8. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. — М., 2010.
9. Образовательная функция художественной культуры. — Красноярск, 2013.
10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 2009.
11. Современный философский словарь. — М., 1998.
12. Эльконин Б.Д. Психология развития. — М., 2008.