С.Л. Новолодская,
к. педагог. н., доц., заведующая
кафедрой гуманитарных дисциплин
Забайкальский институт предпринимательства
Сибирского университета потребительской кооперации
E-mail: svetlana.solomon@yandex.ru
Рассмотрены вопросы использования интерактивных технологий в поликультурном образовании, в основу которых положены концепции диалога культур Бахтина-Библера. В поликультурном образовании используются интерактивные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые и деловые игры, рефлективные методы, решение ситуационных и проблемных задач и др. Данные технологии уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного образования. Сделан вывод о том, что главная отличительная черта интерактивного обучения состоит в развитии инициативности обучаемых в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель из позиции партнера-помощника. По мнению автора, ход и результат процесса соответствующего обучения приобретают личную значимость для всех его участников, что позволяет развивать у обучаемых способность к самостоятельному разрешению проблем профессионального становления.
Ключевые слова: интерактивные технологии, поликультурное образование, диалог культур, личностно деятельностная парадигма, инновации.
Литература
1. Библер B.C. M.M. Бахтин, или Поэтика культуры. — М., 1991.
2. Белогуров А. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2000. — № 3.
3. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. — М., 1989.
4. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 33.