Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социально-управленческие механизмы внедрения недирективных методов в систему управления органов власти РФ и госорганизаций

И.В. Костюк, Т.Ю. Кирилина
УДК 351:005
 

И.В. Костюк,

член совета директоров Национальной Федерации

профессиональных менторов и коучей,

глава Комитета по взаимодействию с госструктурами,

автор и преподаватель программ развития руководителей в РАНХиГС,

 аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

e-mail: ivkostiuk@ya.ru

Т.ЮКирилина,

д-р социол. наук, профессор,

кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова, г. Королёв, Московская область

e-mail: tykirilina@gmail.com

 

 

В условиях высокой изменчивости и неопределенности социально-экономической среды возрастает интерес к недирективным подходам в управлении, основанным на вовлечении сотрудников в принятие решений, сотрудничестве и развитии персонала через коучинг и менторство. В статье рассматриваются социально-управленческие механизмы внедрения недирективных методов в систему управления органов власти Российской Федерации и государственных организаций. На основе теоретического анализа классических и современных концепций социологии управления и организационного развития, а также результатов экспертных опросов, проведенных в 2023–2024 гг., выявлены основные барьеры, препятствующие внедрению недирективных методов. Авторами предложена комплексная система социально-управленческих механизмов, включающая две основные группы: механизмы преодоления барьеров (информационно-просветительские, организационно-культурные, психологические, ресурсные и институциональные) и механизмы стимулирования внедрения (мотивационные, развития компетенций и продвижения успешного опыта). Представленные механизмы направлены на трансформацию системы управления, изменение организационной культуры и развитие компетенций персонала в органах власти и государственных организациях. Исследование показывает, что эффективное использование предложенных механизмов требует комплексного подхода с учетом специфики государственных организаций и активного участия всех уровней управления.

Ключевые слова: социально-управленческие механизмы, стили управления, методы управления, недирективные методы управления, директивные методы управления, коучинговый стиль управления, коучинг в управлении, коучинг, менторство, менторинг, развивающее наставничество, государственное управление, организационные изменения.

 

Литература

  1. Кирилина Т.Ю., Костюк И.В. Перспектива применения недирективных методов управления в органах власти РФ и государственных организациях // Социально-гуманитарные технологии. 2024. № 3 (31). С. 49–62.
  2. Кирилина Т.Ю. Системный подход в теории управления // Социально-гуманитарные технологии. 2022. № 3 (23). С. 32–38.
  3. Костенко Е.П. Эволюция теории и практики управления персоналом в ХХ в. // История экономической мысли (Terra Economicus). 2013. Т. 11. № 4. Ч. 2. С. 222–227.
  4. Костюк И.В., Кирилина Т.Ю. Барьеры при внедрении недирективных методов в систему управления органов власти РФ и госорганизаций // Социально-гуманитарные технологии. 2025. № 1 (33). С. 54–65.
  5. Костюк И.В. Коучинг как метод недирективного управления в государственных органах власти и органах местного самоуправления // Социально-гуманитарные технологии. 2023. № 1 (25). С. 52–58.
  6. Костюк И.В. О готовности органов власти РФ и госорганизаций к внедрению недирективных методов в систему управления (результаты исследования) // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 656–660.
  7. Костюк И.В. Человекоцентричность как тренд в управлении // Русский космизм: история и современность. Место и роль науки и технологий в решении глобальных проблем современности: сб. трудов по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. М., 2024. С. 243–250.
  8. Нонака И., Такеути Х. Компания — творец знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. А. Трапицына. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
  9. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред.-коорд. акад. Г.В. Осипов. М.: ИНФРА М–НОРМА, 1998. С. 181.
  10. Стандарты клиентоцентричности. Минэкономразвития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravleni... (дата обращения: 20.02.2025).
  11. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. Изд. 2-е, доп и перераб. М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2009. 471 с.
  12. Шафритца Дж., Хай А. Классики теории государственного управления: американская школа. М.: Изд-во Московского университета. 2003. С. 800.
  13. Von Bertalanffy, L. General system theory: Foundations, development, applications. New York: George Braziller, 1968. URL: https://monoskop.org/images/7/77/Von_Bertalanffy_Ludwig_General_System_T... (дата обращения: 20.02.2025).
  14. Coleman, J.S. (1988). Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology, 94 (Supplement), S. 95–S120. URL: https://faculty.washington.edu/matsueda/courses/587/readings/Coleman%201... (дата обращения: 31.03.2025).
  15. DiMaggio, P.J., & Powell, W.W. (1983). The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. American Sociological Review, 48 (2): 147–160.
  16. Lewin, K. (1947). Frontiers in Group Dynamics: Concept, Method and Reality in Social ScienceHuman Relations, 1 (1): 5–41. URL: https://doi.org/10.1177/001872674700100103 (дата обращения: 28.03.2025).
  17. Mayo, E. (1933). The human problems of an industrial civilization. New York: The Macmillan Company.
  18. Putnam, Robert D. Bowling alone: the collapse and revival of American community. New York [etc.]: Simon & Schuster, 2000. 541 p.
  19. Teece, D.J., Pisano, G., & Shuen, A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal, 18 (7): 509–533.