В.С. Шевченко,
аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
https:/orcid.org/0009-0005-0014-2177
SPIN-код 9965-2888
e-mail: shevchenko_v@bsuedu.ru
Ю.В. Шмарион,
д-р социол. наук, профессор
профессор кафедры социального образования и социологии
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
https://orcid.org/0000-0002-0960-4770
SPIN-код 9976-5823
e-mail: jbshmarion@mail.ru
Формирование исследовательских умений у обучающихся школ играет ключевую роль в современном образовании, поскольку способствует развитию критически важных навыков, необходимых для личностного, академического и профессионального роста, а также обеспечивает подготовку к эффективному участию в научно-техническом процессе. Для научно-технического развития страны подготовка будущих ученых и специалистов в области науки и технологий, способных решать актуальные задачи общества, является стратегически важной задачей. Несмотря на многочисленные публикации по этой теме, проблема в такой постановке рассматривается впервые. Цель исследования заключается в комплексном анализе факторов, влияющих на формирование готовности старшеклассников к научной деятельности. Для изучения проблемы было проведено социологическое исследование оценки образовательных, личностных и социальных условий, способствующих развитию навыков научно-исследовательской деятельности у обучающихся старших классов. В исследовании принял участие 91 обучающийся 8–11 классов общеобразовательного учреждения. География исследования — типовая школа Белгородской области. В результате исследования определены динамические характеристики изменения уровня исследовательской готовности и определены барьеры, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе формирования навыков научно-исследовательской деятельности. Полученные результаты могут найти применение: 1) для популяризации науки среди учеников и родителей; 2) в работе общеобразовательных учреждений общего образования для создания образовательной среды, необходимой для развития исследовательских компетенций; 3) в работе образовательных учреждений высшего образования для корректировки стратегий приема в соответствии с выявленным спросом. Выводы и рекомендации проведенного исследования могут быть использованы для проведения последующих социологических исследований.
Ключевые слова: Белгородская область, школа, социальный институт, образовательная среда, научно-исследовательская деятельность, научный навык
Литература
- Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47771/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2022 № 2036-р «Об утверждении Плана проведения в РФ Десятилетия науки и технологий». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404975641/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.03.2025). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698. (дата обращения: 20.04.2025).
- Валеева Э.Б. Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 563–565. URL: https://moluch.ru/archive/310/70027/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник, 2020. № 78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-issledovatelskogo-pot... (дата обращения: 31.01.2025).
- Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Королева Н.Н. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России // Интеграция образования. 2020. № 3 (100). С. 352–376.
- Казарина Л.А. Показатели сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (135). С. 196–201. EDN RAPCOL.
- Сальникова И.И. Профессиональная культура современного ученого: философско-антропологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2025.
- Тимошенко А.И. Исследовательская деятельность как фактор формирования исследовательской компетентности обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-fakt... (дата обращения: 24.03.2025).
- Узденова Л.Х. Факторы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24112 (дата обращения: 24.03.2025).
- Савчик Е.А. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011). Т. 1. Пермь: Меркурий, 2011. С. 171–173. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/406/ (дата обращения: 22.05.2025).
- Выхрыстюк М. С., Яркова Г.А. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности учащихся в системе школьного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 1 (154). С. 98111. DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.006
- Педань И.В. Научно-исследовательская деятельность учащихся как метод воспитания познавательной активности школьников // Актуальные проблемы современного образования. 2021. № 2 (31). С. 200–207.
- Саламов А.Х., Китиева Л.И. Проблемные вопросы в организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Российская наука: тенденции и возможности: сб. науч. статей / Научный ред. Ж.В. Мироненкова. Ч. VII. М.: Перо, 2021. С. 31–34.
- Бабич С.В., Тюрина Ю.Ю. Исследовательская деятельность учащихся: современные теоретические и методологические подходы // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 5 (62). С. 39–43.
- Логинова Т.Г., Мелехина Е.С. Роль учителя при организации исследовательской деятельности на уроках // Мир науки. Педагогика и психология: электр. версия. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-pri-organizatsii-issledo... (дата обращения: 25.09.2024).
- Попова С.В., Бурцева К.А. Исследовательская деятельность школьников // Опыт, инновации и перспективы формирования современных педагогических компетенций в организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Краснодар – Сочи, 25–27 октября 2023 г. —Краснодар: Институт развития образования Краснодарского края, 2023. С. 227–229.
- Пимкин М.Ю., Федулова Я.А. Характеристика основных форм организации исследовательской деятельности обучающихся // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 90-1. С. 119–121. DOI: 10.18411/trnio-10-2022-34
- Ветрова Т.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся средней школы: проблемы и решения // International Journal of Professional Science. 2022. № 5. С. 23–32. DOI 10.54092/25421085_2022_5_23
- Вахитов Р.Р., Вахитова Е.С. Проблемы и условия организации учебно-исследовательской деятельности в школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 41–44. DOI: 10.26140/anip-2021-1004-0008
- Бакурова Е.Н., Гожина О.Л., Паршуткина Т.А. Организация работы по формированию научно-исследовательских умений у студентов в процессе написания научной статьи // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 1-2. С. 38–44.
- Шевцова Н.А. Исследовательская деятельность старшеклассников: анализ практики и перспективы // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 94–97.
- Лютц А.А. Основные этапы проектно-исследовательской деятельности // Глобальный научный потенциал. 2023. № 11 (152). С. 244–247.
- Семенова Г.Ю. Особенности организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе старшей школы. Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. научных трудов XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Москва, 25 января 2019 г. Ч. I. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 377–380.
- Studienbrücke Studium in Deutschland-Goethe-Institut. URL: https://www.goethe.de/de/spr/stv/sbr.html (дата обращения: 20.04.2025).
- Ivailo Izvorski, Michael M. Lokshin, Iván Torre. The importance of improving the quality of education in Europe and Central Asia for obtaining the status of high-income countries. October 17th, 2024. URL: https://blogs.worldbank.org/ru/europeandcentralasia/improve-education-to... (дата обращения: 20.04.2025).
- Жанбурбаева А.М. Структура учебно-исследовательской деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 234–235. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00742
- Лапоухова О.М. Основы исследовательской деятельности в общеобразовательной школе // Слово и текст: теория и практика коммуникации сборник научно-методических трудов. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2022. С. 335–338.
- Каменева Т.В. Основные этапы формирования навыков исследовательской деятельности у старшеклассников // Информационные проблемы и драйверы социально-экономического развития общества в условиях глобализации: сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф., Ставрополь, 26–27 сентября 2020 г. Ставрополь: АГРУС, 2020. С. 278–281.
- Семенова Л.Н. Исследовательская деятельность школьников как фактор социальной активности // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XIV Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 10 марта 2023 г. Вып. 14. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. С. 236–241.
- Гуторова Н.В., Бузькевич А.О., Андросова И.В., Оленева О.С. Современные подходы к управлению системой организации научной деятельности обучающихся // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2023. № 3 (405). С. 263–268. DOI: 10.47367/0021-3497_2023_3_263
- Артемова, Е.В. Условия организации исследовательской деятельности в современной средней школе // Современное образование: традиции, приоритеты, инновации: сб. науч. тр. Мозырь, 25 ноября 2021 г. Ч. 1. Мозырь, 2021. С. 149–153.