Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Студенческие конструкторские бюро. Часть 2. Перспективы развития

С.В. Резник, В.В. Моисеенко
УДК 378::629 7+001.89
 

С.В. Резник,

доктор. техн. наук, профессор

МГТУ им. Н. Э. Баумана (НИУ)

e-mail: sreznik@bmstu.ru

В.ВМоисеенко,

студентка магистратуры

МГТУ им. Н. Э. Баумана (НИУ)

e-mail: mvvmoiseenko@yandex.ru

 

 

В свете актуальности достижения национального технологического суверенитета и лидерства рассматриваются перспективы работы студенческих конструкторских бюро (СКБ). На основе анализа опыта организации СКБ в одном из ведущих технических вузов страны — МГТУ им. Н.Э. Баумана — выявлены закономерности, сопровождающие возникновение и эволюцию таких творческих объединений студентов. В работе СКБ с периодичностью 2–3 года возникают проблемы своего рода «взросления» и смены состава, когда инициаторы или энтузиасты тех или иных проектов заканчивают обучение и покидают вуз. Нередко при этом закрывается не только какой-то конкретный научный проект, но и целиком тематическое направление. Обсуждаются варианты эволюции СКБ и ожидаемые изменения статуса коллектива. Выделены несколько типичных сценариев такой эволюции. Среди главных условий обеспечения организационной устойчивости СКБ отмечена высокая ответственность администрации вуза за наличие гарантированного бюджетного финансирования работы кадрового ядра СКБ, необходимость предоставления инфраструктурных услуг (помещения, техническое обслуживание, безопасность). Подчеркнута опасность перевода СКБ исключительно на коммерческую основу и зарабатывания денег путем увеличения числа хозяйственных договоров. Результативность работы СКБ должна оцениваться не по количеству проектов и объемам освоенных средств, а по качественному росту знаний, умений и навыков, приобретаемых выпускниками в процессе творческой деятельности при участии преподавателей и индустриальных партнеров. Еще одним обязательным условием устойчивости является тесная связь СКБ с кафедрами как центрами науки и полноценного технического образования. Только в такой увязке СКБ будут играть полезную роль в достижении национального технологического суверенитета и лидерства.

Ключевые слова: высшее техническое образование, технологический суверенитет, студенческие конструкторские бюро, устойчивость, результативность работы.

 

Литература

1. Резник С.В., Моисеенко В.В. Студенческие конструкторские бюро. Ч. 1. Исторический опыт командных проектов // Альма матер (Вестник высшей школы). 2025. № 6. С. ?–?.

2. Наумов В.Н., Сарач Е.Б. От танков до планетоходов // Инженерный журнал: наука и инновации. 2013. Вып. 3. 10 с. URL: http://engjournal.ru/catalog/machin/transport/624.htm

3. Научно-учебный комплекс «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана / науч. Ред. В.В. Зеленцов. М., 2010. С. 66–69.

4. Батанов А.Ф. Мингалеев С.Г., Очкин И.В. Робототехнические комплексы в аэромобильных группировках МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 19. № 2 (60). С. 60–69.

5. Верба Г.Е., Щугарев С.Н., Ивченко Б.А., Пономарев П.А., Талесников М.В. Современные мировые тенденции создания воздухоплавательной техник в интересах силовых ведомств // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 3 (128). С. 49–57.