Н.А. Четверикова,
канд. социол. наук, доцент
кафедры управления персоналом, сервиса и туризма
Оренбургский государственный университет
- -код РИНЦ: 4436-8685
e-mail: nadinka.81@mail.ru
- .А. Колмыкова,
канд. социол. наук, доцент
кафедра теории и истории социологии
Российский государственный гуманитарный университет
- -код РИНЦ: 7794-8778, AuthorID РИНЦ: 747468
e-mail: mari_kol@mail.ru
Актуальность исследования поведения потребителей обусловлена несколькими ключевыми факторами, связанными с развитием современного общества и экономики. Назовем основные аспекты, подчеркивающие важность такого анализа: развитие информационного общества и цифровых технологий, изменение условий жизни и экологического запроса на товары и услуги, преобладающие ценностные ориентиры. Предметом исследования в данной работе выступает поведение потребителей в современных социально-экономических отношениях. Авторами отмечен междисциплинарный характер феномена поведения потребителей и многообразие взглядов исследователей на эту проблему. Уделено внимание разработке стратегии поведения потребителей. В работе показано, что большое влияние на поведение потребителей, безусловно, оказывают исторические предпосылки потребления, но активное обсуждение новых форм поведения потребителей продиктовано цифровизацией и трансформацией отношений в сфере потребления товаров и услуг. Изменение вектора потребления от точки «для себя» к точке «для себя и общества» носит относительно новый характер как для современных потребителей, так и для производителей различных продуктов (товаров, услуг), где не всегда проявляется осознанность и ответственность в поведении. В статье уточнено понятие «поведение потребителей», представлены подходы к исследованию поведения потребителей, показана эволюция трендов в поведении потребителей, уделено внимание кастомизации как управленческой технологии, сформулированы выводы.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, поведение потребителей, модели поведения потребителей, управление поведением потребителей, «Индустрия 4.0», социальный капитал, совместное потребление, доверие
Литература
- Chen L., Mislove A., Wilson C. (2015). Peeking beneath the hood of Uber, Proceedings of the 2015 Internet Measurement Conference. URL: https://conferences2.sigcomm.org/imc/2015/papers/p495.pdf
- Laurell, C., Sandström C. Comparing coverage of disruptive change in social and traditional media: Evidence from the sharing economy [electronic resource]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0040162517314671
- Будилина А.В. Самоорганизующиеся модели поведения потребителя XXI века // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5А. С. 707–714.
- Буланова М.Б., Артамонова Е.А. Neet-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-potrebitelskoe-povedenie... (дата обращения: 03.04.2025).
- Валько Д.В., Мальцева А.С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-sovmestnogo-polzovaniya-port... (дата обращения: 07.04.2025).
- Веретенникова А.Ю. Сценарии развития шеринг-экономики: цифровые технологии и ценностные ориентиры // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-shering-ekonomiki-... (дата обращения: 03.04.2025).
- Герасименко В.В. Идеология осознанного потребления и восприятие ценностей бренда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021. № 3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-osoznannogo-potrebleniya-i-... (дата обращения: 07.04.2025).
- Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. № 1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-... (дата обращения: 20.03.2025).
- Колмыкова, М.А., Четверикова Н.А. Управленческие отношения в Индустрии 4.0 // Вестник Самарского муниципального института управления. 2023. № 4. С. 65–74.
- Лясников Н.В., Милешина О.Ю., Лясникова Ю.В. Исторический контекст становления экономики совместного потребления // Экономика и социум: современные модели развития. 2022. Т. 12. № 4. С. 213–224.
- Овруцкий А.В. Социология потребления: основные направления исследований // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-potrebleniya-osnovnye-nap... (дата обращения: 03.04.2025).
- Рябова Е.Ю. Концепция этичного потребления в условиях цифровизации // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 1 (41). С. 159–164.
- Стрижак А.Ю., Манчева И.К. Влияние социокультурных факторов на демонстративное потребление: теоретический анализ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 58. С. 5–23.
- Толстихина Е.И., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Суслова Ю.Ю. Совершенствование модели поведения потребителей в условиях цифровой трансформации // Экономические науки. 2023. № 227. С. 152–158.
- Троцук И.В., Давыденкова Е.С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-eticheskogo-konsyumerizma-spet... (дата обращения: 03.04.2025).
- Федорова О.И. Шеринг-потребление как импортированный институт в российской экономике // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 2. С. 649–660. DOI: 10.18334/epp.12.2.114218