Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Поведение потребителей и его модели в современных социально-экономических отношениях

Н.А. Четверикова, М.А. Колмыкова
80,00 ₽
УДК 316.6+339.1-052
 

Н.А. Четверикова,

канд. социол. наук, доцент

кафедры управления персоналом, сервиса и туризма

Оренбургский государственный университет

  1. -код РИНЦ: 4436-8685

e-mail: nadinka.81@mail.ru

  • .А. Колмыкова,

канд. социол. наук, доцент

кафедра теории и истории социологии

Российский государственный гуманитарный университет

  1. -код РИНЦ: 7794-8778, AuthorID РИНЦ: 747468

e-mail: mari_kol@mail.ru

 

Актуальность исследования поведения потребителей обусловлена несколькими ключевыми факторами, связанными с развитием современного общества и экономики. Назовем основные аспекты, подчеркивающие важность такого анализа: развитие информационного общества и цифровых технологий, изменение условий жизни и экологического запроса на товары и услуги, преобладающие ценностные ориентиры. Предметом исследования в данной работе выступает поведение потребителей в современных социально-экономических отношениях. Авторами отмечен междисциплинарный характер феномена поведения потребителей и многообразие взглядов исследователей на эту проблему. Уделено внимание разработке стратегии поведения потребителей. В работе показано, что большое влияние на поведение потребителей, безусловно, оказывают исторические предпосылки потребления, но активное обсуждение новых форм поведения потребителей продиктовано цифровизацией и трансформацией отношений в сфере потребления товаров и услуг. Изменение вектора потребления от точки «для себя» к точке «для себя и общества» носит относительно новый характер как для современных потребителей, так и для производителей различных продуктов (товаров, услуг), где не всегда проявляется осознанность и ответственность в поведении. В статье уточнено понятие «поведение потребителей», представлены подходы к исследованию поведения потребителей, показана эволюция трендов в поведении потребителей, уделено внимание кастомизации как управленческой технологии, сформулированы выводы.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, поведение потребителей, модели поведения потребителей, управление поведением потребителей, «Индустрия 4.0», социальный капитал, совместное потребление, доверие
 

Литература

  1. Chen L., Mislove A., Wilson C. (2015). Peeking beneath the hood of Uber, Proceedings of the 2015 Internet Measurement Conference. URL: https://conferences2.sigcomm.org/imc/2015/papers/p495.pdf
  2. Laurell, C., Sandström C. Comparing coverage of disruptive change in social and traditional media: Evidence from the sharing economy [electronic resource]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0040162517314671
  3. Будилина А.В. Самоорганизующиеся модели поведения потребителя XXI века // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5А. С. 707–714.
  4. Буланова М.Б., Артамонова Е.А. Neet-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-potrebitelskoe-povedenie... (дата обращения: 03.04.2025).
  5. Валько Д.В., Мальцева А.С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-sovmestnogo-polzovaniya-port... (дата обращения: 07.04.2025).
  6. Веретенникова А.Ю. Сценарии развития шеринг-экономики: цифровые технологии и ценностные ориентиры // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-shering-ekonomiki-... (дата обращения: 03.04.2025).
  7. Герасименко В.В. Идеология осознанного потребления и восприятие ценностей бренда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021. № 3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-osoznannogo-potrebleniya-i-... (дата обращения: 07.04.2025).
  8. Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. № 1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-... (дата обращения: 20.03.2025).
  9. Колмыкова, М.А., Четверикова Н.А. Управленческие отношения в Индустрии 4.0 // Вестник Самарского муниципального института управления. 2023. № 4. С. 65–74.
  10. Лясников Н.В., Милешина О.Ю., Лясникова Ю.В. Исторический контекст становления экономики совместного потребления // Экономика и социум: современные модели развития. 2022. Т. 12. № 4. С. 213–224.
  11. Овруцкий А.В. Социология потребления: основные направления исследований // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-potrebleniya-osnovnye-nap... (дата обращения: 03.04.2025).
  12. Рябова Е.Ю. Концепция этичного потребления в условиях цифровизации // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 1 (41). С. 159–164.
  13. Стрижак А.Ю., Манчева И.К. Влияние социокультурных факторов на демонстративное потребление: теоретический анализ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 58. С. 5–23.
  14. Толстихина Е.И., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Суслова Ю.Ю. Совершенствование модели поведения потребителей в условиях цифровой трансформации // Экономические науки. 2023. № 227. С. 152–158.
  15. Троцук И.В., Давыденкова Е.С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-eticheskogo-konsyumerizma-spet... (дата обращения: 03.04.2025).
  16. Федорова О.И. Шеринг-потребление как импортированный институт в российской экономике // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 2. С. 649–660. DOI: 10.18334/epp.12.2.114218