Т.В. Ледовская,
канд. психол. наук, доцент
Кафедра педагогической психологии
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
https://orcid.org/0000-0002-3134-1436
e-mail: karmennnn@yandex.ru
В статье рассматривается проблема психологического благополучия старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Подчеркивается значимость психологического благополучия для успешной адаптации к учебным требованиям и достижения высоких результатов. В работе проводится теоретический анализ понятия «психологическое благополучие», рассматриваются различные подходы к его определению. За основу была взята точка зрения, которая является интегрирующей и включает в себя компоненты благополучия: аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный, интеррефлексивный. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди 110 выпускников, направленного на выявление особенностей структуры психологического благополучия в других полярных группах старшеклассников. В результате проведенного исследования был выявлен низкий уровень психологического благополучия у большинства старшеклассников (75%), что свидетельствует о нарушениях личностного функционирования выпускников. В структуре психологического благополучия старшеклассников наиболее значимыми компонентами являются: самоактуализация, спонтанность, самоуважение, сензитивность, гибкость поведения и ценностные ориентации. Метапотребностный блок в структуре психологического благополучия имеет наибольшую значимость в связи с актуализацией потребности в самореализации и личностном росте. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к экзаменам.
Ключевые слова: психологическое благополучие, интеграция, структура психологического благополучия, ЕГЭ, старшеклассники
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00599, https://rscf.ru/project/24-28-00599/
Литература
- Андронова Н.В., Кожаева К.А., Макарова Е.С., Пятаева Е.В. Особенности психических состояний школьников в предэкзаменационный период // Огарёв-online. 2020. № 11 (48).
- Беляева Н.В. Стресс у старшеклассников в преддверии экзаменов: причины и последствия // Школьная психология. 2019. № 5. С. 12–18.
- Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды школы посредством профилактики суицидов в период подготовки к ЕГЭ // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 137–141.
- Валиуллина М.Е., Карташева М.И. Компоненты системы я и опыт переживания учащимися познавательных состояний во время экзаменов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. № 2. С. 143–155.
- Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 2 (8). С. 31–41.
- Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 114–120.
- Голованова И.В. Стресс и копинг-стратегии у старшеклассников на преддверии экзаменов // Психология и педагогика. 2020. № 2. С. 43–50.
- Кедярова Е.А., Савенко Д.С., Уварова М.Ю., Чернецкая Н.И. Особенности психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников // Психология. Психофизиология. 2021. № 2. С. 35–45.
- Маленова А.Ю., Маленов А.А. Особенности совладания с информационным стрессом в школьном возрасте // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 132–144.
- Пивоварова Е.А., Городничев Р.М. Влияние единого государственного экзамена на функциональное состояние организма старшеклассников // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 4. С. 132–134.
- Попова И.В. Единый государственный экзамен — как социально-психологическая травма // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. С. 97–102.
- Солынин Н.Э. Ледовская Т.В. Актуальные проблемы психологии обучающихся подросткового и юношеского возраста: учебное пособие. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2024. 83 с.
- Giannopoulou I., Efstathiou V., Korkoliakou P., Triantafyllou G., Smyrnis N., Douzenis A. Mental health of adolescents amidst preparation for university entrance exams during the second pandemic-related lockdown in Greece // Journal of Affective Disorders Reports. 2022. Vol. 8. https://doi.org/10.1016/j.jadr.2022.100339.
- Grigoryeva M.V., Shamionov R.M. Predictors of Emotional Well-being and Academic Motivation in Junior Schoolchildren // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146. Pp. 334–339. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.106
- Rajendran V.G. EEG Based Evaluation of Examination Stress and Test Anxiety Among College Students / V.G. Rajendran, S. Jayalalitha, K. Adalarasu // IRBM. 2022. Vol. 43. Iss. 5. P. 349–361.
- Ramesh D.S. The Impact of Examinations on Students’ Behavior: Navigating the Challenges and Opportunities // Journal of Mental Health Issues and Behavior. 2023. Vol. 3 (06). Рр. 16–20. https://doi.org/10.55529/jmhib.36.16.20
- Shi H., Sun W. Exploring emotional regulation, well-being, and academic engagement: A comparative study among Chinese high school and college EFL learners // Journal of Applied Developmental Psychology. 2025. Vol. 98. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2025.101773
- Yatkin E., Aral N., Gunes L.C., Tosun S. Mental well-being and test anxiety among students preparing for the university admission exam during the pandemic // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1184788