Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Структура психологического благополучия старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ

Т.В. Ледовская
80,00 ₽
УДК 373+159.9
 

Т.В. Ледовская,

канд. психол. наук, доцент

Кафедра педагогической психологии

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

https://orcid.org/0000-0002-3134-1436

e-mail: karmennnn@yandex.ru

 

В статье рассматривается проблема психологического благополучия старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Подчеркивается значимость психологического благополучия для успешной адаптации к учебным требованиям и достижения высоких результатов. В работе проводится теоретический анализ понятия «психологическое благополучие», рассматриваются различные подходы к его определению. За основу была взята точка зрения, которая является интегрирующей и включает в себя компоненты благополучия: аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный, интеррефлексивный. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди 110 выпускников, направленного на выявление особенностей структуры психологического благополучия в других полярных группах старшеклассников. В результате проведенного исследования был выявлен низкий уровень психологического благополучия у большинства старшеклассников (75%), что свидетельствует о нарушениях личностного функционирования выпускников. В структуре психологического благополучия старшеклассников наиболее значимыми компонентами являются: самоактуализация, спонтанность, самоуважение, сензитивность, гибкость поведения и ценностные ориентации. Метапотребностный блок в структуре психологического благополучия имеет наибольшую значимость в связи с актуализацией потребности в самореализации и личностном росте. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к экзаменам.

Ключевые слова: психологическое благополучие, интеграция, структура психологического благополучия, ЕГЭ, старшеклассники

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00599, https://rscf.ru/project/24-28-00599/

 

Литература

  1. Андронова Н.В., Кожаева К.А., Макарова Е.С., Пятаева Е.В. Особенности психических состояний школьников в предэкзаменационный период // Огарёв-online. 2020. № 11 (48).
  2. Беляева Н.В. Стресс у старшеклассников в преддверии экзаменов: причины и последствия // Школьная психология. 2019. № 5. С. 12–18.
  3. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды школы посредством профилактики суицидов в период подготовки к ЕГЭ // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 137–141.
  4. Валиуллина М.Е., Карташева М.И. Компоненты системы я и опыт переживания учащимися познавательных состояний во время экзаменов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. № 2. С. 143–155.
  5. Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 2 (8). С. 31–41.
  6. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 114–120.
  7. Голованова И.В. Стресс и копинг-стратегии у старшеклассников на преддверии экзаменов // Психология и педагогика. 2020. № 2. С. 43–50.
  8. Кедярова Е.А., Савенко Д.С., Уварова М.Ю., Чернецкая Н.И. Особенности психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников // Психология. Психофизиология. 2021. № 2. С. 35–45.
  9. Маленова А.Ю., Маленов А.А. Особенности совладания с информационным стрессом в школьном возрасте // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 132–144.
  10. Пивоварова Е.А., Городничев Р.М. Влияние единого государственного экзамена на функциональное состояние организма старшеклассников // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 4. С. 132–134.
  11. Попова И.В. Единый государственный экзамен — как социально-психологическая травма // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. С. 97–102.
  12. Солынин Н.Э. Ледовская Т.В. Актуальные проблемы психологии обучающихся подросткового и юношеского возраста: учебное пособие. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2024. 83 с.
  13. Giannopoulou I., Efstathiou V., Korkoliakou P., Triantafyllou G., Smyrnis N., Douzenis A. Mental health of adolescents amidst preparation for university entrance exams during the second pandemic-related lockdown in Greece // Journal of Affective Disorders Reports. 2022. Vol. 8. https://doi.org/10.1016/j.jadr.2022.100339.
  14. Grigoryeva M.V., Shamionov R.M. Predictors of Emotional Well-being and Academic Motivation in Junior Schoolchildren // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146. Pp. 334–339. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.106
  15. Rajendran V.G. EEG Based Evaluation of Examination Stress and Test Anxiety Among College Students / V.G. Rajendran, S. Jayalalitha, K. Adalarasu // IRBM. 2022. Vol. 43. Iss. 5. P. 349–361.
  16. Ramesh D.S. The Impact of Examinations on Students’ Behavior: Navigating the Challenges and Opportunities // Journal of Mental Health Issues and Behavior. 2023. Vol. 3 (06). Рр. 16–20. https://doi.org/10.55529/jmhib.36.16.20
  17. Shi H., Sun W. Exploring emotional regulation, well-being, and academic engagement: A comparative study among Chinese high school and college EFL learners // Journal of Applied Developmental Psychology. 2025. Vol. 98. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2025.101773
  18. Yatkin E., Aral N., Gunes L.C., Tosun S. Mental well-being and test anxiety among students preparing for the university admission exam during the pandemic // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1184788