Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Университетское образование как объект историко-социологического анализа. Часть 1

С.В. Костюкевич
80,00 ₽
УДК 378:1
 

С.В. Костюкевич,

канд. социол. наук,

Институт социологии

Национальной академии наук Республики Беларусь

e-mail: svkostus@yahoo.com

 

В статье на базе исторических исследований анализируется средневековый университет как новая организационная форма, объединяющая античную либеральную школу и средневековую ремесленную гильдию. На основе социологического анализа показано, какие социальные процессы запустила античная либеральная школа как продукт древнегреческой аристократической культуры, в частности, социальную стратификацию по уровню образования и интеллектуализацию общества, и какие — средневековый университет как новая организационная форма, в частности, процесс демократизации образования и социальную мобильность. Обосновывается, в рамках историко-социологического анализа, институциональная миссия следующих институтов образования: античной либеральной школы, средневекового университета и современных университетов, использующих либеральную, исследовательскую и сервисную модели.

Ключевые слова: античная либеральная школа как продукт древнегреческой аристократической культуры, средневековый университет как объединение античной либеральной школы и средневековой ремесленной гильдии, институциональная миссия либеральной, исследовательской и сервисной моделей университетского образования

 

Литература

  1. A History of the University in Europe: in 4 vols. Cambridge University Press, 1992–2011.
  2. Университет как явление средневековой культуры // Вестник высшей школы. 1991. № 7. C. 97–106.
  3. Философия: реферативный журнал. Серия 3. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1997. С. 135–139. (Hamlyn D.W. The concept of a university // Philosophy. Cambridge, N.Y., 1996. Vol. 71. No. 276.  Pp. 205–218.)
  4. Костюкевич С.В. Либеральная и исследовательская модели университетского образования как институциональная основа интеллектуализации общества и сохранения фундаментальной ценности умственного труда (Часть 1) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 3. С. 14–27. DOI: 10.20339/AM.03-24.014
  5. В чем ошибается высшее образование // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 4–9.
  6. Костюкевич С.В. Социологический анализ интеллектуализации белорусского общества // Журнал БГУ. Социология. 2024. № 4. С. 88–99.
  7. Костюкевич С.В. Современное университетское образование: эклектический хаос и конфликт ценностей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 16–29. DOI: 10.20339/AM.05-23.016
  8. Елютин В.П. Университеты. М.: БСЭ, 3-е изд., 1977. Т. 27. С. 40–51.
  9. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. / пер. с нем. А.И. Любжина. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2001. 393 с.
  10. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т. 2. / пер. с нем. М.Н. Ботвинника. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997. 334 с.
  11. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя / пер. с нем. и вступ. ст. О.В. Алиевой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2018. 216 с.
  12. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. 428 с.
  13. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  14. Кессиди, Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 137–145.
  15. Расцвет древних цивилизаций. Греция. Документальный сериал. 1-я серия. Производство Германия, 2014–2016 гг. — [Electronic resource]. URL: http://zserials.org/dokumentalnye/the-ascent-of-civilisation.php (дата обращения: 03.03.2023).
  16. Адо Илзетраут. Свободные искусства и философия в античной мысли / перевод с французского Е.Ф. Шичалиной. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина., 2002. 475 с.
  17. История Европы. По европейской инициативе Фредерика Делуша. Коллектив из 12 европейских историков. Минск: Вышэйшая Школа; М.: Просвещение, 1996. — (Перевод с издания: Histoire de l’Europe. — Hachette, 1992).
  18. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. 560 с.
  19. Галтунг Й. О роли интеллектуалов — упражнения в самокритике // Высшее образование в Европе. 1976. Вып. 1. № 6. С. 25–30.
  20. Сидорова Н.А. Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной историографии // Средние века: сборник. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. Выпуск 23, раздел 4. С. 229–238.
  21. Суворов Н.С. Средневековые университеты. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2012. 256 с.
  22. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.
  23. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Джон Ньюмен и его модель идеального университета // Alma mater. 1993. № 1. С. 36–45.