В.В. Михайлова,
канд. филос. наук, с.н.с.
Научно-исследовательский институт чтения им. Ю.Н. Столярова
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия);
доцент кафедры международных исследований
Институт зарубежной филологии и регионоведения
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
e-mail: philos-svfu@mail.ru
Н.А. Чащегорова,
канд. филос. наук, доцент
кафедры «Управление персоналом»
Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург
e-mail: chashhegorov@yandex.ru
Г.А. Абрахматова,
канд. филос. наук, доцент
кафедры социальных дисциплин
Институт естественных и гуманитарных наук
Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукева, г. Алматы
e-mail: abrahmatova-g@mail.ru
В образовательном процессе вуза с внедрением цифровых информационно-коммуникационных технологий и в ситуации, когда студент стоит перед выбором между печатной книгой и электронным носителем, встает вопрос: что выбирают студенты и как совмещают различные носители информации во время подготовки к занятиям и научно-исследовательской работы? В качестве методологической базы использована литература по теме взаимодействия человека и цифровой среды. На основе анализа работ по характеристике цифровой эпохи и цифровой культуры поставлена цель исследования и разработан инструментарий. Цель исследования — выявить практику чтения студентов в условиях цифровизации. Инструментарий исследования направлен на изучение мнения студентов о смысле понятия «чтение», а также практик чтения в учебном процессе. Анализ представлений студентов о чтении печатных книг и пользования сетью Интернет позволил выявить доминирующую тенденцию в практике чтения в условиях цифровизации, избегая ограниченного одностороннего взгляда. Новизна исследования состоит в кооперации трех вузов, различающихся по своему статусу и местоположению. Исследование выявило, что студенты вузов используют для получения информации и книгу, и интернет с преобладанием использования последнего. Значительных расхождений в ответах студентов трех вузов не отмечено.
Ключевые слова: практика чтения, студенты, учебный процесс, опрос, цифровизация, печатная книга, интернет
Литература
- Аскарова В.Я., Зубанова Л.Б., Зыховская Л.Н. Чтение студентов в системе медиакоммуникаций XXI века: «book-почитатели» и «digital-адепты» // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 6. С. 15–169.
- Дуда В. «Во всем дойти до самой сути…» // Знание и сила. 2024. № 7. C. 11–19.
- Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17–27.
- Селиверстова Н.А. Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Социология и жизнь. 2011. № 1. С. 213–217.
- Буданов В.Г., Аршинов В.И. Большой антропологический переход: методология сложностно-сетевого мышления. М.; Курск: Академическая книга, 2022. 129 с.
- Васильев В.И., Ермолаева М.А., Бакун Д.Н. Культура чтения как составляющая книжной культуры: особенности изучения, подходы, перспективы развития // Книжная культура и чтение (сборник статей и материалов Центра исследований книжной культуры Научного и издательского Центра «Наука» РАН) / отв. ред. В.И. Васильев. М.: НИЦ «Наука» РАН, 2015. 96с.
- Лекторский В.А. Цифровизация жизни как глобальный антропологический вызов // Лихачевские чтения. 2019. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2019/dokladi/LektorskyVA_plen_rus_izd.pdf
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 496 с.
- Пирожкова С.В. Влияние цифровизации на практики научного предвидения: основные эффекты и риски // Вопросы философии. 2024. № 5. С. 160–170.
- Шмарион Ю.В., Анохина Ю.Е. Читательские практики студентов гуманитарного вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 8. С. 41–46. DOI: 10.20339/AM.08-24.041
- Чернавин Ю.А., Баринов Г.В. Человек в пространстве цифровой культуры // Вопросы философии. 2023. № 4. С. 29–39.
- Gere Charlie. Digital Culture. London: Reaktion Books, 2002. P. 248. URL: https://books.google.ru/books?id=VLrQ6bcwlwUC&printsec=frontcover&source=gbs_ge_summary_r&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
- Düwell S. Digital Reading in the Context of Media-Critical Discourses // On_Culture: The Open Journal for the Study of Culture. 2024.No. 16. URL: https://journals.ub.uni-giessen.de/onculture/article/view/1412
- Grabe W, Yamashita J. Reading in Digital Contexts. In: Reading in a Second Language: Moving from Theory to Practice. Cambridge Applied Linguistics. Cambridge University Press. 2022: 388–402.