УДК 378::61
DOI 10.20339/AM.12-24.043
Е.Ю. Васильева,
д-р пед. наук, профессор,
заведующий кафедрой педагогики и психологии
Северный государственный медицинский университет Минздрава России, г. Архангельск
https://orcid.org/0000-0002-8992-8758; SPIN-код: 9762-2111
e-mail: dr.evasilyeva@gmail.com
Л.Н. Кузьмина,
канд. мед. наук, доцент
кафедры терапевтической стоматологии
Северный государственный медицинский университет Минздрава России, г. Архангельск
https://orcid.org/0000-0002-6365-1455, Spin–код AuthorID: 742215
e-mail: admet-y@yandex.ru
Т.В. Семенова,
канд. мед. наук, доцент
кафедры общественного здоровья и здравоохранения
РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России;
заместитель министра здравоохранения РФ, г. Москва
e-mail: tsemenova123@mail.ru
Е.В. Дьяченко,
канд. психол. наук, доцент,
руководитель Центра компетенций УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург
https://orcid.org/0000-0002-2221-5614
e-mail: al-dyachenko@yandex.ru
Методом контент-анализа проведен обзор отечественной и зарубежной литературы, отражающей различные аспекты проблемы самооценки в медицинском образовании и врачебной практике как инструмента формирования и развития профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств медицинских специалистов. В обзоре литературы показана значимость организации обучения систематической самооценке студентов и врачей на всех этапах медицинского образования и во врачебной практике. Представлены формы самооценки, цели введения самооценки в программы обучения студентов-медиков, субъекты самооценки, условия повышения ее точности. Показана необходимость разработки методологии модулей, предусматривающих обучение самооценке студентов на всех этапах непрерывного медицинского образования.
Ключевые слова: самооценка, медицинское образование, врачебная практика
Литература
- Бакиров А.Б., Назарова Л.Ш., Бакиров Б.А., Абдрахманова Е.Р., Калимуллина Д.Х., Ахметзянова Э.Х., Гимаева З.Ф. Анализ факторов, влияющих на профессиональную самооценку врачей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28 (4). С. 592–595. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X- 2020-28-4-592-595
- Баркалова Т.С. Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности будущих менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-uroven-uspeshn... (дата обращения: 29.10.2024).
- Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Оценка коммуникативной компетентности у ординаторов // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. № 4. С. 81–90. DOI: 10.26907/esd14.4.08Abstract. — EDN BGOZKI.
- Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Коммуникативные навыки: самооценка и рефлексия выпускников медицинского вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. С. 149–155. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.18. — EDN OKTMFD.
- Захарова А.В. Исследование самооценки в учебной деятельности. М.: Просвещение, 2008. 249 с.
- Прозорова М. Н. Методологические подходы к исследованию формирования профессиональной самооценки студентов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32028 (дата обращения: 29.10.2024).
- Abdel-Khalek, A.M. Introduction to the Psychology of Self-esteem. In: F. Holloway (ed.). Self-Esteem: Perspectives, Influences and Improvement Strategies. N. Y.: Nova Science Publishers, Inc; 2016. P. 1–23.
- Antonelli, MA. Accuracy of second-year medical students’ self-assessment of clinical skills. Acad. Med. 1997 Oct; 72 (10 Suppl 1): 63–65. DOI: 10.1097/00001888-199710001-00022. PMID: 9347742.
- Arnold, L., Willoughby, T.L., Calkins, E.V. Self Evaluation in undergraduate medical education: the longitudinal perspective. Med. Ed. 1985; 60: 21–28
- Boud, D. Enhancing Learning Through Self-Assessment. London: Kogan Page, 1995. 247 p.
- Brew, A. Towards autonomous assessment: using self-assessment and peer assessment. In: Brown, S, Glasner, A. (eds). Assessment Matters in Higher Education. Buckingham: Open University Press, 1999.
- Chur-Hansen, A. The self-evaluation of medical communication skills. Higher Ed Res Devel 2001; 20: 71–79.
- Evans, A.W., McKenna, C., Oliver, M. Self-assessment in medical practice. J. R. Soc. Med. 2002; 95 (10): 511–513.
- Evans, A.W., Aghabeigi, B., Leeson, R., O’Sullivan, C., Eliahoo, J. Are we really as good as we think we are? Ann R Coll Surg Engl. 2002; 84: 54–56.
- Orsmond, P, Merry, S, Reiling, K. A study in self-assessment: tutor and student’s perceptions of performance criteria. Assess Eval Higher Ed. 1997; 24: 357–369.
- Randall, R, Ferguson, E, Patterson, F. Self-assessment accuracy and assessment centre decisions. J Occup Organis Psychol. 2000;73: 443–459.
- Sullivan, K, Hall, C. Introducing students to self-assessment. Assess Eval Higher Ed. 1997; 22: 289–303.
18. Woolliscroft, J.O., TenHaken, J., Smith, J., Calhoun, J.G. Medical students’ clinical self-assessments: comparisons with external measures of performance and the students’ self-assessments of overall performance and effort. Acad Med. 1993; 68: 285–294.