Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

От субъектного обучения студентов к суверенному образованию страны

П.А. Дроговоз, А.В. Купавцев
80,00 ₽
УДК 37.01
 

П.А. Дроговоз,

д-р экон. наук, проректор

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

e-mail: drogovozpa@bk.ru

А.ВКупавцев,

канд. пед. наук, доцент,

e-mail: avkup@bk.ru

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
 

В предметном мире деятельность человека и животных схожа — это инстинктивное, или орудийное, освоение действий способа деятельности. Однако человек осваивает общественно-исторические способы деятельности, которые созданы и принадлежат не ему, а предшествующим поколениям людей, и находятся во внешнем мире по отношению к мозгу человека, личности. Человеческое познание свершается через особую познавательную категорию «опыт деятельности». Последующие поколения людей должны прижизненно присваивать виды опыта различных деятельностей в активном аналитико-познавательном процессе, раскрывающем понятийный базис и концептуальные основы субъективного мира образов объективной действительности сознания. Благодаря деятельному осознанию субъективного мира когнитивных образов объективной действительности перед человеком раскрывается подлинный мир естествознания, а не статически зафиксированная научная схема (картина) мира. Живого, развивающего понимания окружающего мира требует подготовка элитных кадров высшей квалификации, готовых и способных решать актуальные научные и социальные проблемы общества, такие как формирование научного потенциала человеческого капитала, укрепление национального суверенитета страны. 

Ключевые слова: субъективный мир бытия в сознании человека, проявление концептуальных принципов и когнитивных моделей естествознания в мире сознания
 

Литература

1. Купавцев А.В. Деятельностный аспект обучения физике в техническом университете. М.: МГТУ. 2002.

2. Краевский В.В. Научные исследования в педагогике и современность // Педагогика. 2005. № 2. С. 13–20.

3. Прокофьев В.И. Московское высшее техническое училище. М., 1955.

4. Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана / под общей ред. Г.А. Николаева и К.С. Колесникова. М.: Высшая школа, 1980. 320 с.

5. Федоров И.Б. Проблемы высшего инженерного образования в России // Стратегия развития университетского технического образования в России: сборник. М.: Изд-во МГТУ. 2000. С. 3–13.

6. Михалева Т.Г., Романков Л.И., Печенюк Н.Г., Селезнев Н.А. Анализ опыта разработки квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: сборник. М.: НИИВШ. 1989. Вып. 5. С. 1–44.

7. Целиков А.И., Синельников Ю.И. Профиль инженера // Направления подготовки инженера в МВТУ: сборник. М.: Изд-во МВТУ. 1970. С. 4–12.

8. Сластенин. М.: Изд. дом МАГИСТР-ПРЕСС. 2000. 488 с.

9. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.

10. Майоров А.А., Седякин В.П., Шкуров Ф.В. Информационно-когнитивные технологии обучения в техническом университете // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2016. № 1.

11. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7–17.

  1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: уч. пос. М.: Логос, 1996. 320 с.

13. Купавцев А.В. Самостоятельная работа под руководством преподавателя как самообучение физике студентов технического университета // Физическое образование в вузах. 2010. Т. 16. № 3. С. 40–53.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл. 2004. 352 с.

15. Цветкова А. Психологические возможности человека и проблемы обучения // Коммунист. 1986. № 11. С. 49–58.

16. Шпольский Э.В. Атомная физика. Т. 1. Введение в атомную физику. М.: Физматгиз. 1963. 576 с.

17. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

18. Купавцев А.В. Когнитивные модели познания // Материалы XVII Международной конференции 7–30 июня 2023 г., «Физика в системе современного образования» (ФССО–2023). Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. С. 347–355.

19. Кондратьев А.Ю., Курлов А.В. Содержательные компоненты индивидуализации обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2023. № 1. С. 40–43.

20. Дроговоз П.А., Садовская Т.Г., Чурсин А.А., Шиболденков В.А. Применение самоорганизующихся нейросетевых карт для кросс-культурного анализа // Научные представления и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. Т. 6. № 2. С. 8–15.

21. Дроговоз П.А., Рассомгин А.С. Обзор современных методов интеллектуального анализа данных и их применение для принятия управленческих решений // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1. С. 689–693.

22. Купавцев А.В. Кластерное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 45–50. DOI: 10.20339/AM.12-18.045

23. Купавцев А.В. Кластерное обучение физике в техническом университете // Физическое образование в вузах. 2018. № 4. С. 37–56.