Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Цифровизация инженерного образования. Часть 1: Проблемы, целевые задачи и направления

Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов
УДК 378::62-042.4:004
 
Д.П. Данилаев,
д-р техн. наук, доцент,
заведующий кафедрой электронных и квант овых средств передачи информации
Казанский национальный ис следовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТ У-КАИ)
e-mail: dpdanilaev@kai.ru
Н.Н. Маливанов,
д-р пе д. наук, профессор,
заведующий кафедрой автоматики и управления,
Казанский национальный ис следовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТ У-КАИ)
 

Цифровые технологии оказывают существенное влияние на социальную и производственную сферы, где выступают катализатором инноваций, модернизации промышленной структуры и направлений развития в рамках концепций Индустрии 4.0 и 5.0. В этом контексте рассматривается понятие и сущность цифровой среды инженерного образования и проводится осмысление ее роли в системной трансформации. Цель статьи — определение задач цифровизации инженерного образования и, исходя из этого, ее направлений и элементов.

Возникающие проблемы цифровизации системы инженерного образования, на наш взгляд, так или иначе связаны с масштабом и качеством охвата ее основных функций и процессов. Эти проблемы можно условно структурировать по внешним и внутренним факторам, а также по субъективным и объективным причинам их возникновения. Цифровизация образования может быть направлена на обеспечение персонализированной настройки подготовки будущего инженера на основе согласования интересов студентов, работодателей и вузов.

В связи с индустриальной цифровизацией на практике реализуются понятия персональной промышленной автоматизации и настройки производства, в связи с чем должно трансформироваться и инженерное мышление. Важными дополнительными основаниями современного инженерного мышления становятся коммуникации, гуманистическое начало в креативном мышлении, а также опыт критического мышления. Для формирования креативного инженерного мышления требуется релевантная среда, в том числе и информационная.

Ключевые слова: инженерное образование, цифровизация образования, электронное образование, подготовка технических специалистов, подготовка инженеров, взаимодействие вузов и работодателей, информационная образовательная среда, информатизация образования, цифровое образование.
 

Благодарности. Научные исследования проведены при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках исполнения обязательств по Соглашению № 075-03-2024-067 от 17.01.2024

 

Литература

1. Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166

2. Димов Э.М., Маслов О.Н. Информационные технологии цифровой экономики: образовательные и научно-исследовательские аспекты // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 100–115. DOI: 10.18469/ikt.2019.17.1.16

3. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Ташенова Л.В. Методика оценки конвергентности цифровой индустриализации и индустриальной цифровизации в условиях Индустрии 4.0 и 5.0 // π-Economy. 2023. Т. 16. № 5.  С. 91–108. DOI: 10.18721/JE.16507

4. Лобова, С.В., Бочаров С.Н., Понькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 92–106. DOI 10.15826/umpa.2020.02.016

5. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116–147. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

6. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А. и др. Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 490–505. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

7. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М. М. Поиск резервов в тисках «вменённого»: к парадоксам нашей стратегии образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 95–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-95-103

8. Исаев А.П., Плотников Л.В. Адаптация или деградация: что происходит с образовательной инновацией в условиях типового образовательного процесса? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-149-166

9. Burland J.B. Reflections on Victor de Mello, friend, engineer and philosopher // Soils and Rocks. 2008. Vol. 31. No. 3. P. 111–123. DOI: 10.28927/SR.313111

10. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 86–104. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-01-86-104

11. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 89–109. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-89-109

12. Феоктистов А.В., Кислов А.Г., Шипко И.В., Гордилов В.Е. Хронотоп инженерно-педагогического мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 135–156. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-135-156

13. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 18–21.

14. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Особенности взаимодействия предприятий и вузов в условиях цифровой экономики // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 122–130. DOI: 10.18469/ikt.2019.17.1.18

15. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12. С. 3–12.

16. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. 3D цифровой образовательный кластер // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 107–116. DOI: 10.55421/2499992X_2022_2_107 — EDN YRGFGI.

17. Костюков В.Е., Кривошеев О.В., Трищенков А.В. Функциональная архитектура системы промышленной автоматизации, разрабатываемой в составе типовой информационной системы предприятий гос. корпорации «РОСАТОМ» // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 18–26.

18. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Патент № 2665275C1 Российская Федерация, МПК G06Q 10/06, G06F 17/40, G05B 19/418. Система управления трудовыми ресурсами предприятия — «Цифровой кластер» – предприятие – вуз»: № 2017126461: заявл. 21.07.2017: опубл. 28.08.2018.