Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Отношение студентов педагогических вузов к будущей профессии учителя

Ф.Ю. Кушнарев
80,00 ₽

Ф.Ю. Кушнарев,
канд. полит. наук, доцент
кафедры социальной политики
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru

 

В статье рассматривается отношение студентов ведущих педагогических вузов страны к будущей профессии учителя. Для проведения исследования автором в начале 2024 г. был проведен опрос среди студентов 4-х курсов нескольких педагогических вузов, а также интервью с отдельными студентами и экспертами. Установлено, что внимание, уделяемое профессии учителя со стороны правительства РФ, в рамках Года педагога и наставника (2023), способствовало повышению престижа и привлекательности этой профессии. Количество проведенных мероприятий уже привело и продолжит приводить в течение 2024 г. к увеличению числа желающих поступать в педагогические вузы. Кроме того, ожидается увеличение числа выпускников вузов, которые захотят идти работать в школы. Выявлено, что около одной трети студентов выбрали педагогический вуз, потому что у них референтной личностью является родственник, который работает или когда-то работал учителем в школе. Исследование показало, что студенты педагогического вуза ожидают получать большую зарплату после окончания обучения, в зависимости от уровня развития инфраструктуры города, где находится университет. Определено, что основные преимущества профессии учителя с точки зрения студентов педвузов — это возможность приносить пользу и значимость своей работы, а также помощь людям. Вместе с тем, выявлены недостатки, которые студенты относят к этой профессии: низкая зарплата, большое количество не нужных отчетов, незащищенность от нападок со стороны учеников и родителей. Доказано, что мероприятия, посвященные году педагога и наставника, которые проводились в собственном вузе, в большей степени повлияли на решение студентов работать в школе после окончания учебы, чем мероприятия, проводимые в других вузах и городах. Личное участие в этих мероприятиях больше влияет на изменение отношения к профессии учителя, чем мероприятия, в которых студенты не принимают участия. При принятии решения о трудоустройстве в школу девушки в большей степени ориентируются на факторы престижа и статуса, в то время как юноши больше заинтересованы в карьерном росте и уровне заработной платы. В заключении статьи предлагаются мероприятия, направленные на привлечение и удержание молодых учителей в школе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, вуз, престиж профессии, рациональный выбор, иррациональные факторы, Год педагога и наставника.

 

Литература

1. Закирьянов К.З. Проблемы подготовки современного школьного учителя // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25. № 3. С. 590–598.

2. Ильина Н.Ф., Степанова И.Ю. Вовлечение школьных учителей в процесс подготовки будущих педагогов: профессионально-образовательные площадки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 140–144.

3. Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т. Отношение студентов вузов к профессии «учитель» и программе «Земский учитель» // Социальные и гуманитарные знания. 2019. Т. 5. № 3. С. 224–243.

4. Бабуркин С.А. Отношение к учебе и вторичной занятости студентов: гендерные особенности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 47–62. DOI: 10.20339/AM.11-22.47

5. Алешин В.В. Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24–35. DOI: 10.20339/AM.08-21.024

6. Куликовский М.Ю., Кузнецова Т.А. Карьера педагогических работников в сфере общего образования: проблемы, тенденции, противоречия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2020. № 2. С. 90–97.

7. Митина Л.М. Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 9–21.

8. Белехова Г.В., Леонидова Г.В. Качество трудовой жизни школьных учителей: опыт измерения в Вологодской области // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. С. 483–500.

9. Дорошенко О.И., Плешкевич Е.А. Профессионально-личностные аспекты адаптации выпускников педвуза в школах Саратова // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2022. № 2 (29). С. 63–68.

10. Проноза С.В. Представления учителей о профессиональной активности в современных условиях // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2021. № 3. С. 104–108.