УДК 629.7+316.6-52-53
Н.С. Зимова,
канд. социол. наук, доцент
Высшая школа современных социальных наук (факультет)
МГУ имени М.В. Ломоносова
ORCID: 0000-0003-0545-6317, Author ID в РИНЦ 690128
e-mail: nzimova@mail.ru
С.М. Калашник,
магистрант
Высшая школа современных социальных наук (факультет)
МГУ имени М.В. Ломоносова
e-mail: kalashnik02@yandex.ru
Статья посвящена анализу имиджа российских высокотехнологичных государственных корпораций, которые в современных условиях столкнулись с проблемой привлечения и удержания молодых специалистов. Одним из факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи, является имидж корпораций. Опираясь на теорию социального конструирования реальности и на работы по формированию корпоративного имиджа, авторы выделяют социальный образ государственных корпораций, формирующийся спонтанно в сознании молодежи под действием исторических, социальных, культурных факторов, и имидж, сконструированный руководством государственных корпораций с применением управленческих технологий. На примере государственной корпорации «Роскосмос» авторами были выявлены и сопоставлены социальный образ компании среди молодежи и конструируемый имидж. Глубинные интервью с представителями профильных отделов корпорации «Роскосмос» позволили выявить желаемый для компании имидж как инновационной и высокотехнологичной корпорации, поддерживающей лидирующие позиции в космосе и перспективной для молодых специалистов. Анкетный опрос московской молодежи выявил преобладание негативного образа компании, особенно ярко проявляющееся у выпускников профильных учебных заведений и молодых специалистов аэрокосмической отрасли. Выявленное рассогласование конструируемого имиджа и реального образа государственной корпорации «Роскосмос» отрицательно сказывается на привлечении молодых специалистов. Авторы предлагают ряд мер, направленных на решение проблемы конструирования положительного образа государственных высокотехнологичных корпораций среди молодежи.
Ключевые слова: государственные высокотехнологичные корпорации, государственная корпорация «Роскосмос», конструирование социальной реальности, имидж, корпоративный имидж, социальный образ, профессиональный выбор, профессиональные предпочтения молодежи.
Литература
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. С. 146–147.
- Богданова В.О. «Конструирование социальных феноменов» // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 2. C. 164–166.
- Гавра Д.П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // Капитал страны. 2009. 1 июля. 23 с.
- Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscosmos.ru/22444/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Горчакова Р.Р. Особенности формирования корпоративного имиджа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 2 (22). С. 185–192.
- Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз / пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 416 с.
- Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: Вильямс, 2001. 624 с.
- Мишуткина Н.А., Скороход О.В., Агалакова А.В. Состояние и развитие высокотехнологичного сектора экономики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 237–239.
- Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 3-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2009. 265 с.
- Понимание работы поколения Z на рабочем месте [Электронный ресурс]. URL: http://www2.deloitte.com/us/en/pages/consumer-business/articles/understa... (дата обращения: 20.05.2023).
- Попов Д.Н. Феноменология социального образа: понятие, уровни, структура // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3 (27). С. 36–46.
- Почепцев Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001. 698 с.
- Рейтинг работодателей [Электронный ресурс]. URL: https://careertest.universumglobal.com (дата обращения: 20.05.2023).
- Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. URL: www.bizeducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_tomilova.htm (дата обращения: 20.05.2023).
- Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд. М.: Аспект Пресс, 2016. 159 с.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 472 с.
- Шмелева О.Ю. «Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13. № 4. С. 23–36.
- Шюц А. Символ, реальность и общество // Вестник культурологии. 2003. № 1. С. 25–86.