Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Имидж государственных высокотехнологичных корпораций как фактор профессионального выбора современной молодежи

Н.С. Зимова, С.М. Калашник
$2.50

УДК 629.7+316.6-52-53

DOI 10.20339/AM.01-24.069

 

Н.С. Зимова,

канд. социол. наук, доцент

Высшая школа современных социальных наук (факультет)

МГУ имени М.В. Ломоносова

ORCID: 0000-0003-0545-6317, Author ID в РИНЦ 690128

e-mail: nzimova@mail.ru

С.М. Калашник,

магистрант

Высшая школа современных социальных наук (факультет)

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: kalashnik02@yandex.ru

 

Статья посвящена анализу имиджа российских высокотехнологичных государственных корпораций, которые в современных условиях столкнулись с проблемой привлечения и удержания молодых специалистов. Одним из факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи, является имидж корпораций. Опираясь на теорию социального конструирования реальности и на работы по формированию корпоративного имиджа, авторы выделяют социальный образ государственных корпораций, формирующийся спонтанно в сознании молодежи под действием исторических, социальных, культурных факторов, и имидж, сконструированный руководством государственных корпораций с применением управленческих технологий. На примере государственной корпорации «Роскосмос» авторами были выявлены и сопоставлены социальный образ компании среди молодежи и конструируемый имидж. Глубинные интервью с представителями профильных отделов корпорации «Роскосмос» позволили выявить желаемый для компании имидж как инновационной и высокотехнологичной корпорации, поддерживающей лидирующие позиции в космосе и перспективной для молодых специалистов. Анкетный опрос московской молодежи выявил преобладание негативного образа компании, особенно ярко проявляющееся у выпускников профильных учебных заведений и молодых специалистов аэрокосмической отрасли. Выявленное рассогласование конструируемого имиджа и реального образа государственной корпорации «Роскосмос» отрицательно сказывается на привлечении молодых специалистов. Авторы предлагают ряд мер, направленных на решение проблемы конструирования положительного образа государственных высокотехнологичных корпораций среди молодежи.

Ключевые слова: государственные высокотехнологичные корпорации, государственная корпорация «Роскосмос», конструирование социальной реальности, имидж, корпоративный имидж, социальный образ, профессиональный выбор, профессиональные предпочтения молодежи.

 

Литература

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. С. 146–147.
  2. Богданова В.О. «Конструирование социальных феноменов» // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 2. C. 164–166.
  3. Гавра Д.П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // Капитал страны. 2009. 1 июля. 23 с.
  4. Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscosmos.ru/22444/ (дата обращения: 18.05.2023).
  5. Горчакова Р.Р. Особенности формирования корпоративного имиджа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 2 (22). С. 185–192.
  6. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз / пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 416 с.
  7. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: Вильямс, 2001. 624 с.
  8. Мишуткина Н.А., Скороход О.В., Агалакова А.В. Состояние и развитие высокотехнологичного сектора экономики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 237–239.
  9. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 3-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2009. 265 с.
  10. Понимание работы поколения Z на рабочем месте [Электронный ресурс]. URL: http://www2.deloitte.com/us/en/pages/consumer-business/articles/understa... (дата обращения: 20.05.2023).
  11. Попов Д.Н. Феноменология социального образа: понятие, уровни, структура // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3 (27). С. 36–46.
  12. Почепцев Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001. 698 с.
  13. Рейтинг работодателей [Электронный ресурс]. URL: https://careertest.universumglobal.com (дата обращения: 20.05.2023).
  14. Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. URL: www.bizeducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_tomilova.htm (дата обращения: 20.05.2023).
  15. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд. М.: Аспект Пресс, 2016. 159 с.
  16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 472 с.
  17. Шмелева О.Ю. «Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13. № 4. С. 23–36.
  18. Шюц А. Символ, реальность и общество // Вестник культурологии. 2003. № 1. С. 25–86.