УДК 316.4-043.8/.9:334-052
О.С. Осипова,
д-р социол. наук, доцент, профессор
департамента социологии
Финансовый университет при Правительстве РФ
e-mail: ososipova@fa.ru
Е.А. Бурова,
магистрантка департамента социологии
Финансовый университет при Правительстве РФ
e-mail: 232916@edu.fa.ru
Н.В. Сахарова,
старший преподаватель
департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса
Финансовый университет при Правительстве РФ
e-mail: nvsaharova@fa.ru
Цель статьи — предложить рекомендации по развитию социально ориентированных студенческих стартапов в российских университетах на основе результатов авторского оригинального социологического исследования. Теоретический объект исследования — социально ориентированные стартапы как социальное явление. Эмпирический объект исследования — студенты одного из ведущих экономических вузов России — Финансового университета при Правительстве РФ. Проведена интерпретация результатов глубинного интервью и количественного исследования. Результаты проведенного исследования показали, что студенческая молодежь видит общее и различия между такими ключевыми понятиями, как предпринимательство, социально ориентированное предпринимательство и социально ответственный бизнес. Социально ориентированный стартап, на взгляд студентов, — это предприятие, которое создается с целью решения социальных проблем и улучшения благополучия общества. У студентов присутствует заинтересованность в создании социально ориентированных стартапов, хотя большинство из них, по собственной оценке, не обладает достаточным уровнем знаний в области социально ориентированного предпринимательства. Студенты осознают те риски, которые могут возникнуть при создании социально ориентированных стартапов. При этом у них нет четкого понимания, какими могут быть источники финансирования таких проектов, каковы критерии оценки их эффективности, в чем отличия таких стартапов от социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и др. Респонденты достаточно прагматично оценивают те возможности, которые открываются для студенческих стартапов в процессе взаимодействия с СО НКО.
Ключевые слова: федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», малые инновационные предприятия, студенческие стартапы, социальное предпринимательство, молодежное предпринимательство, социально ориентированные стартапы, стартап-экосистема, предпринимательский университет.
Литература
Иванов И.И., Смирнова А.А. Роль социального предпринимательства в образовании // Журнал социальных исследований. 2019. № 10 (2). С. 65–78.
Бурдье П. Формы капитала. // Теория исследования и практика социологии образования. Ричардсон Дж. (ред.) 1986. С. 241–258.
Haus A., Ali-Knight J., Bowen S. Entrepreneurship education and social capital: investigating students’ social entrepreneurship development // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2017. No. 24 (4). P. 806–824.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 97 с.
5. Coleman J. The fundamental foundations of social theory. Belnap Press, 1998. 993 p.
6. Carroll A.B. Corporate social responsibility: Evolution of a definitional construct // Business & society. 1999. V. 38. No. 3. P. 268–295.
7. Parsons T. Essays in sociological theory. Simon and Schuster, 2010. 460 p.
8. Джораева Н. Как привлечь инвестиции в бизнес. Тинькофф журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/startups/ (дата обращения: 01.01.2023).
9. Абалтусова Е.И., Лебеденко В.С., Самсонова П.В., Ткаченко А.В. Привлечение денег на новые проекты через интернет-площадки (краудфандинг) // Скиф. 2022. No. 5 (69). P. 417–426.
10. Осипова О.С., Капитанов В.А., Иванова В.М. Актуальные вопросы мотивации и стимулирования труда персонала социально ориентированных некоммерческих организаций // Тренды и управление. 2018. № 3. С. 22–41. DOI: 10.7256/2454-0730.2018.3.27489 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27489