УДК 378
С.П. Столяров,
канд. техн. наук, доцент,
заведующий кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания
и дизельных установок
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ)
Author ID РИНЦ: 443666.
Н.Н. Случанинов,
канд. техн. наук, доцент кафедры
общетехнических дисциплин
Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений)
Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва
Author ID РИНЦ: 643756.
А.С. Столяров,
старший преподаватель
кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания
и дизельных установок
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ)
Author ID РИНЦ: 229999
e-mail: tkr14@ya.ru
Описан опыт применения междисциплинарного сквозного курсового проектирования как элемента педагогической концепции, разрабатываемой в СПбГМТУ и обеспечивающей повышение эффективности обучения студентов в рамках структурно-содержательной модели процесса формирования компетенций в условиях инновационной образовательной среды технического вуза.
Для образовательных программ инженерной направленности обосновывается целесообразность применения междисциплинарного сквозного курсового проекта, в котором общей целью и заданием на проектирование объединены курсовые проекты и курсовые работы по различным учебным дисциплинам. Методика базируется на внедрении принципа историзма и реализации большой части часов на самостоятельную работу студентов в виде курсовых проектов и работ.
Многолетняя практика применения междисциплинарного сквозного курсового проекта дает основание утверждать, что разработанный метод повышает усвояемость изучаемых сведений, мобилизует творческий потенциал, способствует профессиональному взрослению, а в дополнение наиболее активные студенты на базе выполненных работ делают научные публикации и доклады на конференциях разного уровня.
Основные сопутствующие проблемы реализации образовательных программ на базе сквозного курсового проекта состоят в значительном повышении нагрузки на преподавателей, осуществляющих руководство. Причины возрастания нагрузки — индивидуальные задания, возросшее количество курсовых проектов и работ, а также расширение тематики решаемых инженерных задач. Дополнительные трудности доставляет необходимость индивидуальных перераспределений нагрузки между различными курсовыми работами, которые призваны обеспечить индивидуальность заданий и возможность организации инициативных студенческих научных работ.
Ключевые слова: образовательная программа, курсовой проект, самостоятельная работа студента, государственная итоговая аттестация.
Литература
1. Гузанов Б.Н., Морозова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации многоуровневой модели обучения: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 157 с.
2. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. Самара: Универс-групп, 2006. 15 с.
3. Агибова И.М., Куликова Т.А. Самостоятельная работа студентов в вузе: Виды, формы, классификации // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 6. С. 221–227.
4. Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: учеб. пособие для вузов. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. 207 с.
5. Денисова Е.А., Николаева Э.Ф., Николаева С.Ю. Организация самостоятельной работы студентов: электрон. уч. пос. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. 1 опт. диск (СD-ROM).
6. Кухарчук О.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВО // Образование в современном мире: сб. научн. стат. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2018. Вып. 13. С. 40–45.
7. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Рекламный буклет специализации «Корабельные и судовые главные двигатели», URL: http://abit.smtu.ru/file/edu_prog_file/249/249.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
8. Дыбина О.В., Щетинина В.В. Контроль самостоятельной работы студентов в вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 122–129.
9. Столяров С.П. Учебные дисциплины историко-технической направленности как фактор воспитательного процесса при подготовке инженеров и бакалавров для судостроения и судового машиностроения // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Материалы XL Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН «Научный Санкт-Петербург: к 295-летию Российской академии наук». Вып. XXXV, СПб.: Изд-во СПбФИИЕТ РАН, 2019. 328 с. С. 183–186.
10. Столяров С.П., Столяров А.С. Методические и технологические проблемы дистанционного обучения в СПбГМТУ в 2020 г. // Труды Крыловского государственного научного центра. 2021. Спец. вып. № 1. 362 с. С. 42–44.
11. Веприняк И.А., Тимощук Е.С., Кудрин А.А., Случанинов Н.Н. Системно-синергетический подход в организации образовательного процесса военного вуза: сб. науч. статей ВИ (ЖДВ и ВОСО) «Специальная техника и технология транспорта». Петергоф, 2019. № 1 (39). Ч. 2. С. 182–185.
12. Случанинов Н.Н., Федоров И.В. Проблемное обучение. Примеры и результаты применения в ВИ (ЖДВ и ВОСО): сб. науч. статей ВИ (ЖДВ и ВОСО) «Специальная техника и технология транспорта». Петергоф, 2021 Вып. 9. С. 240–245.