УДК 378:37.09:62
https://doi.org/10.20339/AM.06-23.020
Д.А. Козорез,
д-р техн. наук, доцент,
проректор по учебной рабо те
e-mail: kozorezda@mai.ru
Ю.Г. Следков,
канд. техн. наук, доцент
e-mail: ygs@mai.ru
А.В. Корнеенкова,
канд. техн. наук, доцент
e-mail: ankorn77@gmail.com
М.И. Топорова,
старший преподаватель
e-mail: toporovami@mail.ru
А.В. Румакина,
старший преподаватель
e-mail: a_rumakina@mail.ru
Московский авиационный инс титут (национальный исследовательский университет)
Рассматривается проблема реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся при освоении основных образовательных программ высшего образования в техническом вузе, особенностью которого является целостное образование в определенной области профессиональной деятельности. Авторы дают определение индивидуальной образовательной траектории как индивидуального плана профессионального и личностного развития, который помогает обучающемуся раскрыть в себе интерес к конкретному направлению и развить свои наиболее сильные качества. В статье предлагается подход к реализации такой индивидуализации при освоении основных образовательных программ через внедрение модели высшего образования «2 + 2 + 2», позволяющий обучающемуся осуществить выбор укрупненной группы направлений и специальностей, направления подготовки и образовательной программы во время обучения. Авторы рассматривают проблемы обеспечения выбора образовательной программы после второго года обучения бакалавриата, которые регламентированы порядком перевода обучающегося на иную образовательную программу высшего образования. Также рассматриваются проблемы выбора элективных дисциплин обучающимися разных курсов обучения и направлений подготовки. Авторы предлагают подход для получения обучающимся дополнительной микроквалификации в рамках одной образовательной программы без нарушения системности образования, что в свою очередь позволяет выпускнику выполнять свои профессиональные функции на нескольких рабочих местах и повышает его конкурентоспособность на рынке труда.
Ключевые слова: индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория, модель высшего образования «2 + 2 + 2», образовательный процесс, элективная дисциплина, компетенции, микроквалификация, вид профессиональной деятельности, объект профессиональной деятельности, трудовая функция.
Литература
- ФЗ №144-ФЗ от 26.05.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» (получение обучающимися нескольких квалификаций).
- Подпорин И.В. Модели свободного образования как ответы на вызов трансформирующейся реальности профессиональной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 235–239.
- Щербенок А. Свобода студента и индивидуализация образования. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/155955 (дата обращения: 31.01.2023).
- Козорез Д.А., Корнеенкова А.В., Пушкарева М.Б., Румакина А.В., Следков Ю.Г., Топорова М.И. Реализация модели высшего образования «2 + 2 + 2» в МАИ // Аэрокосмическое образование в России. Кадровое обеспечение оборонно-промышленного комплекса. М., 2021. С. 190–215.
- Козорез Д.А., Корнеенкова А.В., Румакина А.В., Следков Ю.Г., Топорова М.И. Порядок перевода обучающегося на иную образовательную программу высшего образования // Аэрокосмическое образование в России. Особенности подготовки кадров в условиях глобальных изменений. М., 2022. С. 89–97.
- Реестр профессиональных квалификаций Совета по профессиональным квалификациям «Авиастроение». URL: https://prof.uacrussia.ru/ocenka-kvalifikacii/reestry/professionalnye-kvalifikacii/ (дата обращения: 31.01.2023).
- Галиновский А.Л, Пудалова Е.И., Топорова М.И. и др. Методологические подходы к переходу от профессиональных стандартов к образовательным программам в авиастроительной отрасли // III Всерос. науч.-практ. конф. «Менеджмент качества в образовании». Tезисы к докладам. СПб, ЛЭТИ, 21–22 апреля 2010.