УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.12-22.008
В.И. Лукащук,
д-р социол. наук, доцент,
профессор кафедры «Социальные коммуникации»
Севастопольский государственный университет
e-mail: luka81@list.ru
Проанализированы основные проблемы в сфере высшего образования и науки, связанные с рисками, которые особенно актуализировались после начала проведения специальной военной операции и санкционного давления ряда западных стран. Выделены две группы рисков: «технологические» и «идеологические». Технологические риски связаны с использованием в учебном процессе зарубежных программных продуктов и образовательных платформ (Zoom, MS-Teams), которые характеризуются неустойчивой работой и недостатком безопасности, позволяющим вмешиваться в ход проведения онлайн-занятия. Идеологические риски обусловлены тем, что образовательные продукты, интегрированные в российскую систему образования, идеологически неугодны западным модераторам, обслуживающим данные платформы, и могут быть удалены в одночасье. Показана опасность абсолютизации рейтингов, наукометрических показателей (impact factor; индекс Хирша – h-индекс) для существующей системы международного рейтингования российских вузов и научных коллективов.
Ключевые слова: высшее образование, наука, цифровая трансформация, образовательная платформа, наукометрические показатели
Литература
- Лукащук В.И. Проблемы цифровизации высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 24–28. DOI: 10.20339/AM.07-21.024
2. Лукащук В.И. Трансформация высшего образования в условиях глобализации // Вестник ИМСИТа. Научно-информационный и учебно-методический журнал. 2021. № 1 (85). С. 16–19.
3. Fabian K., Smith S., Taylor-Smith E., Meharg D. Identifying factors influencingstudy skills engagement and participation for online learners in higher education during COVID-19 // British Journal of Educational Technology. 2022. Vol. 53. Iss. 6. P. 1915–1936. DOI: 10.1111/bjet.13221
4. Kaputa V., Loučanová E., Tejerina-Gaite F.A. Digital Transformation in Higher Education Institutions as a Driver of Social Oriented Innovations. In: Păunescu C., Lepik K.L., Spencer N. (eds.). Social Innovation in Higher Education. Innovation, Technology, and Knowledge Management. New York: Springer Cham., 2022. P. 61–85. DOI: 10.1007/978-3-030-84044-0_4
5. Оносов А.А., Брызгалина Е.В., Савина Н.Е., Туманов С.В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков // Высшее образование в России. 2018.Т. 27. № 8–9. С. 135–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-135-151
6. Дистанционное обучение: сможет ли Россия отказаться от зарубежных платформ? // Сетевое издание «Учительская газета». URL: https://ug.ru/distanczionnoe-obuchenie-smozhet-li-rossiya-otkazatsya-ot-... (дата обращения: 18.10.2022).
7. Ваганов А. Не забыть спасти фундаментальные исследования. Санкционная реальность скорее всего заставит «скособочиться» отечественную науку в сторону прикладных технологий // Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/nauka/2022-03-22/9_8397_reality.html (дата обращения: 18.10.2022)..
8. В России введен мораторий на показатели по публикациям ученых в зарубежных журналах. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/03/21/914514-moratorii-na-pok...
9. Жэнгра И. Ошибки в оценке науки, или Как правильно использовать библиометрию. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 184 с.