УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.09-22.037
В.Я. Гельман,
д-р техн. наук, профессор,
Кафедра медицинской информатики и физики
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
Санкт-Петербург
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
Наличие профессиональной культуры является неотъемлемым качеством хорошо подготовленного специалиста, профессионала. В статье проводится исследование способов формирования профессиональной культуры у студентов вузов. Рассмотрены особенности профессионального обучения в вузе. Отмечено, что образование не сводится только к овладению узкопрофессиональными знаниями и навыками. Показано, что методы формирования профессиональной культуры в современном вузе осуществляются сочетанием воспитания и обучения, причем воспитание играет ведущую роль. Эти методы носят комплексный характер, включая как учебные, так и внеучебные формы воспитательной работы. К методам профессионального воспитания относятся специфические и неспецифические методы, а также целенаправленное выделение каждым преподавателем отдельных воспитательных компонентов профессиональной культуры. При этом вуз является воспитательной системой, осуществляющей профессиональное обучение и становление личности студентов, где само обучение в вузе и каждый преподаватель являются элементами среды воспитания профессиональной культуры. Сформированная в результате обучения в вузе профессиональная культура современного специалиста проявляется в умении соблюдения им профессиональных правил, норм и традиций, установленных профессиональным сообществом, в сочетании с положительным отношением к выбранной профессии, пониманием общественной миссии своей профессии и осознанием ответственности за принятие профессиональных решений.
Ключевые слова: культура, профессиональная культура, формирование, воспитание, обучение, студенты, вуз.
Литература
1. Булатова А.А., Долинина И.Г. Культура толерантности студента технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23466 (дата обращения: 03.07.2022).
2. Жиляева О.А. Содержание профессиональной культуры личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63. С. 105–109.
3. Щепанская Т.Е. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 1. С. 139–162.
4. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25–35.
5. Вавилова Т.Е. Профессиональная культура как составляющая профессиональной компетенции // Мир педагогики и психологии. 2018. № 8 (25). С. 12–19.
6. Алдошина М.И. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4 (59). С. 20–25
7. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // Вестник образования. 1992. № 11. С. 4–16.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/documents/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 03.07.2022).
9. Огольцова Е.Г. Особенности воспитательных концепций в технических вузах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 5. С. 146–152.
10. Гельман В.Я. Пути повышения мотивации к обучению у студентов вуза // Психология обучения. 2019. № 2. С. 52–61.
11. Кашуба Э., Галян С., Губанов Н. О системе воспитания в вузе // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 12–16
12. Винниченко Н.Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (94). С. 34–38.
13. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «Профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 76. С. 167–176.
14. Suslov D.V., Yaroslavtseva N.V., Evdokimov A.A. Innovation of military education: challenges and prospects // CITISE. 2020. No. 1. P. 135–146. DOI: 1.15350/2409761.2020.1.13
15. Гельман В.Я., Дмитриева Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта обучаемых с восприятием невербальной информации // Психология обучения. 2017. № 11. С. 28–38.
16. Cabrera M.V.L., Olivares S.L.O., Escorza Y.H. Professional Culture in Medical Schools: A Medical Educator Interpretation // Medical Science Educator. 2020. Vol. 30. P. 281–286.