УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.03-22.046
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, проф.
НИТУ МИСИС
e-mail: solovjev@mail.ru
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доц.
Старооскольский филиал
Российского геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникдзе
Рассматривается проблема модернизации федеральных государственных образовательных стандартов, которые перестали соответствовать требованиям сферы труда. Предложено использовать общий подход к подготовке инженера и бакалавра техники и технологии, компетентности которых сводятся в широком смысле к умению исследовать, проектировать и управлять. Общепрофессиональные и профессиональные компетентности выпускника данного направления (специальности) должны быть сформулированы в основной образовательной программе каждого вуза. Рекомендовано разработать образовательные стандарты по уровням подготовки для соответствующих сфер деятельности (наука, техника, педагогика, медицина и др.). Показана необходимость совершенствования системы управления подготовкой кадров для современной экономики.
Ключевые слова: профессиональное образование, образовательный стандарт, образовательная программа, компетентности, качество, управление.
Литература
1. Бордовский Г.А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2–7.
2. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации — четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–36.
3. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы // Экономика в промышленности. 2021. Т. 14. № 1. С. 130–140.
4. Рудской Е.И., Боровиков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. № 4. С. 72–84.
5. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.
6. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда. // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 38–47.
7. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. ЭКСМО. 2006. 539с.
8. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник технологического университета. 2013. Т. 1. С. 397–401.
9. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 18–23.
10. Прудковский Б.А. Зачем металлургу математические модели? М.: Наука, 1989. 189 с.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
12. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.
13. Новости образования и науки // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 3–6.
14. Жук И.Н. Управление: словарь-сравочник. М.: Анкил, 2008. 1023 с.
15. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Высшее образование: осознание перемен // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 12. С. 6–14. DOI: 10.20339/AM.12-19.006
16. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. 237 с.