УДК 316.6-042.3:004
https://doi.org/10.20339/AM.02-22.080
А.С. Петракова,
канд. философ. наук
Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ, г. Краснодар
e-mail: petrakova_1984@list.ru
В статье исследуются идентификационные процессы, которые в условиях тотальной информатизации испытывают манипуляционные вмешательства, трансформирующие идентификационные основания. Выбран коммуникативный подход, который позволяет проанализировать влияние социальных коммуникаций, реализуемых преимущественно в цифровых форматах, на идентификационные процессы. В результате было установлено, что манипуляция как способ скрытого социального управления используется в качестве одной из технологий формирования коллективного общественного сознания. Внедрение в идентификационный базис личности через средства цифровой коммуникации определенных стереотипов, социокультурных паттернов, установок приводит к тому, что индивид принимает их за основу при реализации процессов отождествления и, как следствие, происходит трансформация персональной идентичности.
Ключевые слова: идентификация, идентичность, манипуляция, основания идентификации, цифровизация, цифровые коммуникации.
Литература
1. Антоновский А.Ю. Социоэпистемология: о пространственно-временных и личностных измерениях общества. Монография. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2011. 400 с.
2. Антоновский А.Ю. От интеграции к информации. К коммуникативным трансформациям в российской нации // Мониторинг общественного мнения. Май-июнь 2012. № 3 (109). С. 4–12.
3. Баранов Н.А. Открытость vs безопасность: приоритеты для государства и гражданского общества в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2019. № 10. С. 28–36.
4. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
5. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. 565 с.
6. Восколович Н.А. Измерение влияния цифровой трансформации сферы услуг на качество жизни населения // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-vliyaniya-tsifrovoy-transformatsii-sfery-uslug-na-kachestvo-zhizni-naseleniya/viewer (дата обращения: 15.12.2021).
7. Горбашко Е.А. Цифровые технологии и их влияние на качество жизни // Технико-технологические проблемы сервиса. 2019. № 4 (50). С. 71–76.
8. Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184 с.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
10. Зелинский С.А. Манипуляция массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб.: Издательский дом «СКИФИЯ», 2008. 248 с.
11. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
12. Петракова А.С. Пределы манипуляции сознанием личности: социально-философский анализ. Монография. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. 228 с.
13. Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: Эксмо, 2008. 1360 с.
14. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. 326 с.
15. Эйхгольц М.В. Проблема смысловых оснований общества: социальность и коммунитарность // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/1/filоsоfiyа/eykhgolts.pd (дата обращения: 23.11.2021).