Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Взаимосвязь мотивационно-потребностной сферы студентов в период карантина с полем восприятия понятий «коронавирус», «карантин» и «самоизоляция» (на материалах исследования магистров ПНИПУ)

М.К. Дуванская
80,00 ₽

УДК 316.6

https://doi.org/10.20339/AM.12-21.081

 

М.К. Дуванская,

канд. псих. наук, доцент,

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет (ПНИПУ)

e-mail: maryduf@mail.ru

 

В статье исследуются особенности взаимосвязи мотивационно-потребностной сферы с полем восприятия понятия «коронавирус», «карантин», «самоизоляция» в современном обществе. Их взаимосвязи оказывают влияние как на формирование целостной личности, так и на становление общественного мнения. 

В основе исследования лежит представление о том, что жизненные ценности представляют собой комплекс различных по своей сути социальных установок, которые под воздействием внешних социальных форм взаимодействия и внутриличностных особенностей подвергаются постоянному видоизменению, которое отражается на системе восприятия, как окружающего мира в целом, так и в частности на понятийном, смыслообразующем уровне. Таким образом изучая особенности взаимосвязи ценностных ориентаций личности с полем восприятия того или иного понятия, мы можем построить динамическую схему взаимовлияющих векторов ценностей, направленностей, жизненных приоритетов с учетом специфичного понятийного восприятия изучаемого понятия.

В ходе исследования выявлено, что для респондентов более характерно преобладание направленности на материальное положение, духовное удовлетворение, а также на достижения и развитие себя. Данные ценности проявляются в сферах профессиональной жизни, обучения и семейных отношений. В поле восприятия выделенных понятий имеется ряд существенных различий. Так, понятие «коронавирус» имеет отрицательную ценностную оценку, при этом высокую субъективную значимость в индивидуальном личностном плане для человека. Понятия «самоизоляция» и «карантин» воспринимаются в ценностном плане положительно, при этом в субъективном, личностном плане несут в себе отрицательную динамику для человека.

Таким образом, в ходе исследования подтверждено, что в зависимости от структуры базовых потребностей, ценностных приоритетов, которых придерживается человек, мы можем предполагать, какое отношение он будет испытывать к изучаемым понятиям, каким смыслом он будет их наполнять.

Ключевые слова: мотивационная направленность, жизненные сферы, морфологический тест жизненных ценностей, жизнедеятельность, поле восприятия понятия «коронавирус», «карантин», «самоизоляция».

 

Литература

  1. Коронавирусные инфекции. URL: https://www.who.int/csr/disease/coronavirus_infections/ru/ (дата обращения: 15.04.2021).
  2. Чем отличается карантин от самоизоляции с юридической точки зрения. URL: https://ria.ru/20200409/1569804242.html (дата обращения: 15.04.2021).
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (дата обращения: 15.04.2021).
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
  5. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  6. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.
  7. Смольников С.Н. Специфика восприятия населением России понятия социальной справедливости // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 19. С. 104–110.
  8. Антонова Н.П., Абрамова С.Б., Хафизова В.Р. Экологическая безопасность городской среды в системе представлений молодежи о будущем // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 21–30.
  9. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2015. № 3. С. 27–40.
  10. Черновалова Г.А. Мотивация студентов дистанционной формы обучения при поступлении в вуз (на примере Пермского государственного технического университета) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2010. № 6. С. 113–120.
  11. Бикметов Е.Ю., Голиков С.В., Ли С.А. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза в отношении профессиональной управленческой деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 49–120.
  12. Левченко В.В., Мазеина А.В. Индивидуалистические ценностные ориентации Пермской студенческой молодежи // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 4. С. 74–81.
  13. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Лугин Д.А. Инновационный потенциал молодежи: мотивация участия и барьеры реализации молодежных стартапов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 8–20.
  14. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. С. 456–457.
  15. Молодежь в информационно-инновационном обществе: монография / под общ. ред. проф. В.И. Стегния. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019. С. 100–108.
  16. Дуванская  М.К. Гендерные различия в мотивационно-потребностной сфере студентов в период карантина (на материале исследования магистров ПНИПУ) // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы XIX (заоч.) Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. З.И. Файнбурга, г. Пермь, ноябрь. 2020 г. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2020. С. 67–73.
  17. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.
  18. Жбанова К.А. Анализ духовно-нравственных ориентиров у студентов в системе высшего образования: сб. трудов конф. «Современная наука: проблемы, идеи, тенденции». Прага: Научно-издательский центр «Мир науки», 2019. С. 420–428.
  19. Личность в информационно-инновационном обществе: монография / под ред. проф. В.И. Стегния. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. 448 с.
  20. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотива: Метод. рекомендации. СПб., 2001. 71 с.