УДК 37.09:51
https://doi.org/10.20339/AM.05-21.045
Е.В. Ликсина,
канд. пед. наук, доц. кафедры «Педагогика и психология»
e-mail: lev330@yandex.ru
О.А. Вагаева,
канд. пед. наук, доц., доц. кафедры «Педагогика и психология»
e-mail: yurmashevj@inbox.ru
Пензенский государственный технологический университет
Исследованы особенности использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в процессе обучения математике будущих инженеров. Необходимость демократизации, повышения доступности и тенденция к цифровизации образования в перспективе приведет к широкому использованию онлайн-курсов в образовании, в т.ч. техническом. В рамках исследования проведен опрос преподавателей и студентов технических вузов в форме анкетирования. В результате опроса выявлена достаточно высокая осведомленность преподавателей о массовых открытых онлайн-курсах (93,3%). Среди студентов число таких респондентов составило только 45,4%. Наибольшей популярностью среди опрошенных преподавателей и студентов пользуется онлайн-платформа «Открытое образование»: 53,3 и 34,5% соответственно. Отметим, что среди причин, которые препятствуют применению массовых открытых онлайн-курсов в образовании, являются: нехватка свободного времени, отсутствие навыков работы в таком формате, отсутствие регламентации внедрения результатов обучения в МООК в формальный образовательный процесс. В то же время анализ платформ Coursera, EdX, Open Education, Intuit, Lektorium и Stepik показал, что по состоянию на январь 2021 г. было доступно 150 курсов как в общих, так и специфических математических областях. По мнению авторов, активное использование массовых открытых онлайн-курсов при подготовке к учебному процессу может повысить эффективность овладения компетенциями для решения практических математических задач, что улучшит подготовку будущих инженеров.
Ключевые слова: образование, онлайн-обучение, открытые онлайн-курсы, студенты, преподаватели, университет.
Литература
- Менциев А.У., Даулетукаева К.Д. МООК как новый инструмент дистанционного образования: педагогическая основа МООК, проблемы и ограничения // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 33.
- Нурдаулетова С.А. Разработка моделей и инструментальных средств управления образовательной деятельностью на примере обучения с помощью МООК // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10-1 (66). С. 166–169.
- Қалидоллина Г.Л. МООК для развития: тенденции и возможности // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10-1 (66). С. 156–160
- Кленина Е.А., Песков А.Е., Беломутенко Д.В. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) как феномен информационного общества // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12. № 5-2. С. 72–79.
- Красовский Р.В., Лапаев О.Н., Смоленцев Д.А., Шаклеин Д.А., Чайникова Г.Р. Курсы МООК для специалистов в области информационных технологий // Молодежная наука в развитии регионов. 2020. Т. 1. С. 392–398.
- Ораз С.А. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки // Велес. 2020. № 6 (84). С. 60–64.
- Якушенко М.А. Модели интеграции МООК в образовательный процесс // Синергия наук. 2019. № 36. С. 814–820.
- Sorokina E.I., Gambeeva Yu.N., Glotova A.V., Litvak L.D. Factors affecting MOOCs retention rates // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2020. No. 196. P. 194–202.