УДК 37.04+378
https://doi.org/10.20339/AM.08-20.023
В.Я. Гельман,
д-р техн. наук, проф.
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
Исследованы серьезные структурные сдвиги, обусловленные новыми фазами технологического прогресса. Одной из форм реакции рынка труда на происходящие технологические сдвиги становятся новые требования к базовым знаниям выпускников вузов. Соответственно, реакцией системы высшего профессионального образования в сложившихся условиях должна стать корректировка формирования базовых знаний студентов. Целью настоящей работы является выявление и анализ тенденций в формировании базовых знаний у студентов вузов. В работе использованы и проанализированы данные научных публикаций, экспертные оценки и обобщенный практический опыт. Рассмотрено влияние на формирование базовых знаний быстроты технологических изменений развития информационно-коммуникационных технологий и непрерывности образования. Показано, что основными тенденциями в развитии формирования базовых знаний в вузе являются: повышение роли фундаментальной подготовки во всех видах вузов, доли информационно-коммуникационных технологий и интернета в структуре базовых знаний, повышение уровня разносторонности и широты базовых знаний, уровня организации, системности, степени связности базовых знаний, а также снижение степени детализации базовых знаний и повышение степени взаимосвязи и взаимодействия базовых знаний с внешними источниками информации.
Ключевые слова: базовые знания, формирование, студенты, высшее образование, тенденции.
Литература
1. Мартишина Н.И. Базовый уровень знаний как объект нормирования в системе образования // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 98–104.
2. Forming Basic Mathematical Knowledge among Technical Students // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. No. 3. P. 34–50.
3. Атрошкина А.А., Шкредова Н.С. Проблемы корректировки базовых знаний студентов вуза по основным естественнонаучным дисциплинам // Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 8–11.
4. Манушин Э.А. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов образовательного процесса // Наука и образование. 2012. № 10. С. 40.
5. Даниелян Н.В. Роль системного подхода в современном фундаментальном образовании // Философия образования. 2004. № 1 (9). С. 11–18.
6. Антонова А.В., Виштак Н.М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании// Преподаватель ХХI века. 2010. № 3. С. 22–27.
7. Heinström J. Broad exploration or precise specificity: Two basic information seeking patterns among students // Journal of American Society for Information Science and Technology. 2006. Vol. 57. Iss. 11. P. 1440–1450.
8. Гельман В.Я., Сердюков Ю.П. Комбинированный подход в методологии учить учиться // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 49–52.
9. Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования // Современное образование. 2018. № 3. С.41–50.
10. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). С. 87–95.
11. Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? М., 2007.