УДК 069:37
https://doi.org/10.20339/AM.07-20.071
С.Н. Большаков,
д-р полит. наук, проф.
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
гл. научный сотрудник
Институт художественного образования и культурологии РАО
e-mail: snbolshakov@gmail.com
Ю.М. Большакова,
д-р философии, научный сотрудник
НИИ политической психологии
и прикладных политических исследований ЛГУ имени А.С. Пушкина;
гл. научный сотрудник
Институт художественного образования и культурологии РАО
e-mail: academy.prof.com@gmail.ru
Н.А. Михальченкова,
д-р полит. наук, гл. научный сотрудник
Институт художественного образования и культурологии РАО
e-mail: mehedova@yandex.ru
Проанализированы современные зарубежные подходы к исследованию феномена музеев как учреждения культуры, искусства и образования. В статье рассматриваются современные подходы к оценке роли музеев в образовательном процессе, формировании направлений музейной педагогики. Также рассматриваются направления современного художественного образования. Авторами представлены возможные сценарии художественных концепций воспитания и образования. Констатируется, что оценка искусства в музеях является одной из центральных задач музейной педагогики и изобразительного искусства.
Ключевые слова: образование, музейная педагогика, культура, образование в музеях.
References
- Barth, W. Kunstbetrachtung als Wahrnehmungsubung und Kontextunterricht. Grundlagen und Unterrichtsbeispiele. Hohengehren: Schneider-Verlag. Bering, Kunibert. 2001: Kunstvermittlung im kulturellen Kontext. Bilderfluten und kultureller Horizont. Kunst+Unterricht 253/2001. Р. 43–45.
- Bertscheit, R. Bilder werden Erlebnisse. Mitreissenden methoden zur aktiven Bildbetrachtung in Schule und Museum. Verlag an der Ruhr, 2001.
- Butina, M. Prvine likovne prakse. Ljubljana: Debora. Collect & Share, Promoting lifelong learning in museums and galleries across Europe. 1997. URL: http://www.collectandshare.eu/index.aspx
- Didi-Huberman, G. Was Wir sehen blickt uns an. Zur Metapsychologie des Bildes. Munchen: Hanser Verlag, 1990.
- Duh, M., Zupančič, T. The method of aesthetic transfer. An outline of a specific method of visual arts didactics. Croatian Journal of Education. 2011. No. 13 (1). P. 42–75.
- Duh, M., Kljajič, A. The level of art appreciation abilities of students in lower primary school grades. Školski vjesnik. 2013. No. 62 (2/3). P. 191–207.
- Duh, M., Pavlič, A. Gallery pedagogical activities and fine arts in first three years of primary school. Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. 2015. No. 8 (2). P. 25–47.
- Duh, M. Pronalaženje značenja u vizualnoj umjetnosti kao preznačavanja vlastitih govornih konstrukcija. In: Tanay, L. & Tanay, E.R. (Eds.). Sretna djeca. Dijete u različnosti izazova. Zagreb, 2013. P. 33–48.
- Hein, G.E. Museum Education. Chapter twenty. 2006. P. 340–352.
- Hooper-Greenhill, E. The Educational Role of the Museum. URL: http://icom.museum/definition.html
- Illeris, H. Museums and galleries as performative sites for lifelong learning: constructions, deconstructions and reconstructions of audience positions in museum and gallery education. Museum & Society. 2006. No. 1. P. 15–26.
- Jackson, E. Viewing the arts: A cross-sectional look at art appreciation across age groups. URL: http://www.smcm.edu/educationstudies/pdf/rising-tide/volume-3/eric-jackson-mrp.pdf
- Kodelja, Z., Tavčar, L. Terminološke zagate z izrazom «muzejska pedagogika». Sodobna pedagogika. 2008. No. 59 (5). P. 124–134.
- Köstner, K. Im Museum des 21. Jahrhunderts. Ko-konstruktivistisches Lernen in der Galerie für Zeitgenössische Kunst. In: Meyer, T., Sabisch, A. (Eds.). Kunst Pädagogik Forschung. Aktuelle Zugänge und Perspektiven. 2009. P. 181–190.
- Kraguljac, M., Karlavaris, B. Estetsko procenjivanje u osnovnoj školi. Beograd, 1970.
- Rabe-Kröger, J. Bilder im Gebrauch. Ästhetische Praxen von Kindern und die forschende Praxis. In: Meyer, T, Sabisch, A. (Eds.). Kunst Pädagogik Forschung. Aktuelle Zugänge und Perspektiven. 2009. P. 167–174.
- Schutz, H.G. Kunst und Analyse der Betrachtung. Entwicklung und Gegenwart der Kunstrezeption zwischen Original und Medien. Hohengehren, 2002.
- Seumel, I. Assoziative Rezeptionsverfahren. In: Kunst+Unterricht Friedrich. Verlag GmbH, 2001. P. 4–10.
- Stout, C.J. Writing for Critical Thinking in the Arts. Sonoma State University, Rohnert Park, California, 1993.
- Strnad, B. Contemporary art or just something: Young children learning through art at the Maribor Art Gallery in Slovenia. URL: http://artinearlychildhood.org/journals/2014/ARTEC_2014_Research_Journal 1_Article 1_Strnad.pdf
- Tavčar, L. Homo Spectator. Uvod v muzejsko pedagogiko. URL: http://www.sistory.si/publikacije/prenos/?urn=SISTORY:ID:911
- Uhlig, B. Kunstrezeptionmit Kindern. Kunst+Unterrricht. Friedrich Verlag GmbH, 2004. No. 288. P. 4–13.
- Weier, K. Empowering Young Children in Art Museums: letting them take the lead. URL: http://www.wwwords.co.uk/pdf/validate.asp?j=ciec&vol=5&issue=1&year=2004...
- A study of the impact of the COVID-19 situation on museums in Europe. In: Community of European Museum Organizations (NEMO). 2020.
Статья выполнена в рамках НИР «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»).