Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Музей как значимый образовательный ресурс

С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова
80,00 Р

УДК 069:37

https://doi.org/10.20339/AM.07-20.071    

С.Н. Большаков,

д-р полит. наук, проф.

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,

гл. научный сотрудник

Институт художественного образования и культурологии РАО

e-mail: snbolshakov@gmail.com

Ю.М. Большакова,

д-р философии, научный сотрудник

НИИ политической психологии

и прикладных политических исследований ЛГУ имени А.С. Пушкина;

гл. научный сотрудник

Институт художественного образования и культурологии РАО

e-mail: academy.prof.com@gmail.ru

Н.А. Михальченкова,

д-р полит. наук, гл. научный сотрудник

Институт художественного образования и культурологии РАО

e-mail: mehedova@yandex.ru

 

Проанализированы современные зарубежные подходы к исследованию феномена музеев как учреждения культуры, искусства и образования. В статье рассматриваются современные подходы к оценке роли музеев в образовательном процессе, формировании направлений музейной педагогики. Также рассматриваются направления современного художественного образования. Авторами представлены возможные сценарии художественных концепций воспитания и образования. Констатируется, что оценка искусства в музеях является одной из центральных задач музейной педагогики и изобразительного искусства.

Ключевые слова: образование, музейная педагогика, культура, образование в музеях.

References

  1. Barth, W. Kunstbetrachtung als Wahrnehmungsubung und Kontextunterricht. Grundlagen und Unterrichtsbeispiele. Hohengehren: Schneider-Verlag. Bering, Kunibert. 2001: Kunstvermittlung im kulturellen Kontext. Bilderfluten und kultureller Horizont. Kunst+Unterricht 253/2001. Р. 43–45.
  2. Bertscheit, R. Bilder werden Erlebnisse. Mitreissenden methoden zur aktiven Bildbetrachtung in Schule und Museum. Verlag an der Ruhr, 2001.
  3. Butina, M. Prvine likovne prakse. Ljubljana: Debora. Collect & Share, Promoting lifelong learning in museums and galleries across Europe. 1997. URL: http://www.collectandshare.eu/index.aspx
  4. Didi-Huberman, G. Was Wir sehen blickt uns an. Zur Metapsychologie des Bildes. Munchen: Hanser Verlag, 1990.
  5. Duh, M., Zupančič, T. The method of aesthetic transfer. An outline of a specific method of visual arts didactics. Croatian Journal of Education. 2011. No. 13 (1). P. 42–75.
  6. Duh, M., Kljajič, A. The level of art appreciation abilities of students in lower primary school grades. Školski vjesnik. 2013. No. 62 (2/3). P. 191–207.
  7. Duh, M., Pavlič, A. Gallery pedagogical activities and fine arts in first three years of primary school. Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. 2015. No. 8 (2). P. 25–47.
  8. Duh, M. Pronalaženje značenja u vizualnoj umjetnosti kao preznačavanja vlastitih govornih konstrukcija. In: Tanay, L. & Tanay, E.R. (Eds.). Sretna djeca. Dijete u različnosti izazova. Zagreb, 2013. P. 33–48.
  9. Hein, G.E. Museum Education. Chapter twenty. 2006. P. 340–352.
  10. Hooper-Greenhill, E. The Educational Role of the Museum. URL: http://icom.museum/definition.html
  11. Illeris, H. Museums and galleries as performative sites for lifelong learning: constructions, deconstructions and reconstructions of audience positions in museum and gallery education. Museum & Society. 2006. No. 1. P. 15–26.
  12. Jackson, E. Viewing the arts: A cross-sectional look at art appreciation across age groups. URL: http://www.smcm.edu/educationstudies/pdf/rising-tide/volume-3/eric-jackson-mrp.pdf
  13. Kodelja, Z., Tavčar, L. Terminološke zagate z izrazom «muzejska pedagogika». Sodobna pedagogika. 2008. No. 59 (5). P. 124–134.
  14.  Köstner, K. Im Museum des 21. Jahrhunderts. Ko-konstruktivistisches Lernen in der Galerie für Zeitgenössische Kunst. In: Meyer, T., Sabisch, A. (Eds.). Kunst Pädagogik Forschung. Aktuelle Zugänge und Perspektiven. 2009. P. 181–190.
  15. Kraguljac, M., Karlavaris, B. Estetsko procenjivanje u osnovnoj školi. Beograd, 1970.
  16. Rabe-Kröger, J. Bilder im Gebrauch. Ästhetische Praxen von Kindern und die forschende Praxis. In: Meyer, T, Sabisch, A. (Eds.). Kunst Pädagogik Forschung. Aktuelle Zugänge und Perspektiven. 2009. P. 167–174.
  17. Schutz, H.G. Kunst und Analyse der Betrachtung. Entwicklung und Gegenwart der Kunstrezeption zwischen Original und Medien. Hohengehren, 2002.
  18. Seumel, I. Assoziative Rezeptionsverfahren. In: Kunst+Unterricht Friedrich. Verlag GmbH, 2001. P. 4–10.
  19. Stout, C.J. Writing for Critical Thinking in the Arts. Sonoma State University, Rohnert Park, California, 1993.
  20. Strnad, B. Contemporary art or just something: Young children learning through art at the Maribor Art Gallery in Slovenia. URL: http://artinearlychildhood.org/journals/2014/ARTEC_2014_Research_Journal 1_Article 1_Strnad.pdf
  21. Tavčar, L. Homo Spectator. Uvod v muzejsko pedagogiko. URL: http://www.sistory.si/publikacije/prenos/?urn=SISTORY:ID:911
  22. Uhlig, B. Kunstrezeptionmit Kindern. Kunst+Unterrricht. Friedrich Verlag GmbH, 2004. No. 288. P. 4–13.
  23. Weier, K. Empowering Young Children in Art Museums: letting them take the lead. URL: http://www.wwwords.co.uk/pdf/validate.asp?j=ciec&vol=5&issue=1&year=2004...
  24. A study of the impact of the COVID-19 situation on museums in Europe. In: Community of European Museum Organizations (NEMO). 2020.

 

Статья выполнена в рамках НИР  «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»).