Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Философско-эстетические традиции в математическом познании (анализ научного наследия Геннадия Ивановича Саранцева)

Г.Г. Зейналов, В.В. Кадакин, А.З. Абдуллаев
80,00 ₽

УДК 165::51

https://doi.org/10.20339/AM.06-20.106

 

Г.Г. Зейналов,

д-р филос. наук, проф.

e-mail: zggo@mail.ru

В. Кадакин,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: reception@mordgpi.ru

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева

А.З. Абдуллаев,

д-р филос. наук, проф., первый проректор

Академия государственного управления

при президенте Азербайджанской Республики

 

Представлено описание творческого пути известного ученого Г.И. Саранцева. Геннадий Иванович Саранцев (1938–2019), советско-российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, развил новое научное направление исследования — методологию методики обучения математике. В основе его научных изысканий лежала идея гуманизации и гуманитаризации математического образования, а движущей силой выступало включение человеческого ресурса в процесс обучения. Для известного ученого эстетическая мотивация является базовым фактором в освоении абстрактного математического знания. Будучи носителем постнеклассического типа мышления, Г.И. Саранцев предлагал формирование у обучающихся эстетического вкуса в процессе решения математических задач. Ощущение красоты, рождение возвышенных чувств выступают в качестве важного жизненного стимулятора в процессе познания мира.

Ключевые слова: Геннадий Иванович Саранцев, педагог, философско-эстетические традиции, математическое познание, методология, методика обучения, красота, эстетический вкус.

 

Литература

1. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике. Саранск, 2001.

2. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск, 2003.

3. Саранцев Г.И. Красота в математике, математика в красоте // Педагогика. 2004. № 3. С. 24–31.

4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике: методология и теория. Казань, 2012.

5. Саранцев Г.И. Методическое мышление в контексте эволюции предметных дидактик. Новосибирск, 2007.

6. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М., 1990.

7. Саранцев Г.И. Учителю — современное методическое мышление // Наука и школа. 2014. № 2. С. 12–16.

8. Асланов Р.М. Педагоги-математики: историко-математические очерки. М., 2015.

 

 

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов — партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Философские традиции в современном образовании».