УДК 165::51
https://doi.org/10.20339/AM.06-20.106
Г.Г. Зейналов,
д-р филос. наук, проф.
e-mail: zggo@mail.ru
В.В. Кадакин,
канд. пед. наук, доц.
e-mail: reception@mordgpi.ru
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
А.З. Абдуллаев,
д-р филос. наук, проф., первый проректор
Академия государственного управления
при президенте Азербайджанской Республики
Представлено описание творческого пути известного ученого Г.И. Саранцева. Геннадий Иванович Саранцев (1938–2019), советско-российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, развил новое научное направление исследования — методологию методики обучения математике. В основе его научных изысканий лежала идея гуманизации и гуманитаризации математического образования, а движущей силой выступало включение человеческого ресурса в процесс обучения. Для известного ученого эстетическая мотивация является базовым фактором в освоении абстрактного математического знания. Будучи носителем постнеклассического типа мышления, Г.И. Саранцев предлагал формирование у обучающихся эстетического вкуса в процессе решения математических задач. Ощущение красоты, рождение возвышенных чувств выступают в качестве важного жизненного стимулятора в процессе познания мира.
Ключевые слова: Геннадий Иванович Саранцев, педагог, философско-эстетические традиции, математическое познание, методология, методика обучения, красота, эстетический вкус.
Литература
1. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике. Саранск, 2001.
2. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск, 2003.
3. Саранцев Г.И. Красота в математике, математика в красоте // Педагогика. 2004. № 3. С. 24–31.
4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике: методология и теория. Казань, 2012.
5. Саранцев Г.И. Методическое мышление в контексте эволюции предметных дидактик. Новосибирск, 2007.
6. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М., 1990.
7. Саранцев Г.И. Учителю — современное методическое мышление // Наука и школа. 2014. № 2. С. 12–16.
8. Асланов Р.М. Педагоги-математики: историко-математические очерки. М., 2015.
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов — партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Философские традиции в современном образовании».