УДК 304:316.4:378
https://doi.org/10.20339/AM.02-20.028
А.А. Ощепков,
канд. психол. наук, доц.
e-mail: sladkod@yandex.ru
А.О. Репин,
аспирант кафедры гуманитарных наук
e-mail: ep.analytics@bk.ru
Димитровградский инженерно-технологический институт — филиал НИЯУ МИФИ
Исследована потребность современного динамично-изменяющегося общества в специалистах с высоким уровнем оригинальности решения задач, что определяет актуальность проблемы креативности личности современного человека. В статье рассматривается концепция о взаимосвязи таких личностных характеристик, как структура ценностных ориентаций и структура компонентов жизнестойкости с креативностью, взаимосвязанных иерарахически-организованных диспозиционных образований. С целью верификации концептуальных положений было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций и жизнестойкости молодежи с высоким и низким уровнем жизнестойкости. Исследование позволило выявить, что структура ценностей и жизнестойкости личности молодежи с высоким уровнем креативности характеризуется ориентацией на социальное самовозвышение посредством активного влияния на социальную среду с проявлением оригинальных способов мышления. Структура же ценностей и жизнестойкости личности молодежи с низким уровнем креативности характеризуется большим стремлением на гармоничные отношения с окружающей средой за счет умеренности и взаимности в отношениях, проявляя себя в амбивалентности мышления.
Ключевые слова: креативность, ценностные ориентации, жизнестойкость, молодежь.
Литература
1. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). С. 87–91.
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
3. Ледовских И.А., Ручкова Н.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. № 3. С. 310–316.
4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
5. Мусина В.П. Ценностные и смысложизненные ориентации современных студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 7. С. 49–53.
6. Печенкова Е.А. Психические процессы и их взаимосвязь с творческим мышлением у сотрудников ОВД в различных ситуациях профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 10. С. 25–28.
7. Разумникова О.М. Связь интеллекта и личностных черт с креативностью студентов математиков и гуманитариев // Психологический журнал. 2016. № 1. С. 69–78.
8. Томилова И.И. Теоретические подходы к понятию «креативность» // Альманах современной науки и образования. 2014. № 7 (85). С. 131–133.
9. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. 2002.
10. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 2019.
11. Чернецкая Н.И. Творческое мышление в системе понятий современной психологии // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2. С. 225–230.
12. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М., 2013.
13. Delahaij R., Gaillard A.W., Dam K. Hardiness and the response to stressful situations: Investigating mediating processes. Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49. Iss. 5. P. 386–390.
14. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B., Belousova. Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. Iss. 1. P. 95–105.
15. Maddi S., Khoshaba D., Persico M., Lu J., Harvey R., Bleecker F. The Personality Construct of Hardiness: Relationships With Comprehensive Tests of Personality and Psychopathology. Journal of Research in Personality. 2002. Vol. 36. P. 72–85.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 17-06-00814а.