УДК 130.2:304:378
https://doi.org/10.20339/AM.02-20.019
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Предпринята попытка осмысления термина «демократизация образования». Анализируются сложившиеся в последние десятилетия интерпретации этого понятия. Выявлено, что внимание исследователей привлекает главным образом субъектный срез вопроса, что проявляется в толковании понятия «демократизация образования», которое понимается как равенство образовательных возможностей и свобода самоопределения индивидов. При этом незамеченным остается системно-структурный аспект проблемы, раскрывающий связь института образования с другими структурными компонентами социальной системы, прежде всего культурой, инструментом легитимации которой он является. Требуется преодоление разрыва между микроуровнем социальной реальности, в режиме которого существуют индивиды и в контексте которого ведется исследование проблемы демократизации образования, и макроуровнем, в контексте которого разворачивается функционирование и взаимодействие основных социальных институтов — образования, культуры, экономики и др. В свете этого должен быть пересмотрен и дополнен традиционный тезис о демократизации образования, который помимо неравенства образовательных возможностей индивидов должен учитывать неравновесное положение различных структур (культурно-этнических, социально-классовых) по отношению к системе образования.
Ключевые слова: демократизация образования, легитимная культура, универсализация, унификация, культурное неравенство, образовательное неравенство.
Литература
1. Бурдье П. О государстве. М., 2017.
2. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М., 2007.
3. Борцов Ю.С., Верещагина А.В., Самыгин С.И. Культурное и образовательное неравенство в России: угрозы национальной безопасности // Гуманитарий Юга России. 2016. № 5. С. 123–133.
4. Демократизация образования. Педагогический словарь. URL:
https://pedagogical.academic.ru/174/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 12.12.2019).
5. Калачев А. В. О содержании понятия «демократизация образования» // Известия ВГПУ. 2007. № 4. С. 41–45.
6. Наливайко Н.В., Панарин В.И. Взаимодействие демократии и образования: философский анализ // Философия образования. 2008. № 4 (25). С. 21–27.
7. Панфилова Т.В. Реформирование высшего образования в России: демократизация или бюрократизация? // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 65–72.
8. Шматко Н.Н. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М., 2007.
9. Bulle N. Democratization of educational systems, inequality, opportunity, and selection process: a re-examination of the case of France. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09243453.2019.1577275
10. Farnen R. Education, Democracy, and Development. Does education contribute to democratization in developing countries? URL: https://budrich-journals.de/index.php/pcs/article/viewFile/19822/17301
11. Murati R. Conception and Definition of the Democratization of Educationю URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1081375.pdf
12. Riddle S. Democracy and education in contemporary local-global contexts. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/IEJ