УДК 316:373:378
https://doi.org/10.20339/AM.01-20.047
О.А. Немова,
канд. социол. наук, доц.
e-mail: nhl_@list.ru
Т.Г. Семушева,
магистр
e-mail: tsemusheva@yandex.ru
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Рассматриваются проблемы организации профессиональной ориентационной работы в школах города Нижнего Новгорода. С целью выявления профессионально-трудовых ориентаций школьников, оценки эффективности профориентационной работы в 2019 г. было организовано социологическое исследование. Опрос проводился методом анкетирования двух поколений: старшеклассников и родителей старшеклассников. Выборка 790 человек. Результаты исследования показали, что профориентационная работа оценивается респондентами как крайне низкая. Исходя из этого авторы представили ряд предложений рекомендательного характера, применение которых позволило бы существенно изменить сложившуюся негативную ситуацию в лучшую сторону.
Ключевые слова: профориентация, молодежь, трудоустройство, молодежный рынок труда, трудовая социализация молодежи, механизмы передачи межпоколенческого опыта.
Литература
- Архипов В.М. Социально-педагогические основы системы профессиональной ориентации школьников. М., 1996.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
- Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52–58.
- .Вагин Д.Ю., Немова О.А., Ретивина В.В. Ценностный выбор нижегородского студенчества // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 100–104.
- Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. М., 2010.
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
- Грищенко H.A. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. Л., 1988.
- Дубровина О.И. Психология труда. Тюмень, 2010.
- Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
- Климова Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. М., 1987.
- Немова О.А., Свадьбина Т.В., Пакина Т.А. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 37.
- Немова О.А., Суровегина Е.А., Денисова Н.А. «Образ» прошлого и настоящего в представлениях нижегородцев // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19).
- Огерчук А.А. Профессиональная ориентация старших школьников в условиях профильного обучения. Оренбург, 2009.
- Парамонова С.П. Современный мир. Молодежь, образование, труд. Пермь, 2011.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2007.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности. М., 1992.
- Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 57–63.
- Сардушкина Е.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы. Самара, 2013.
- Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М., 2014.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Чиксентмихай М.В поисках потока: Психология включенности в повседневность. М., 2012.
- Ermakov, S.A., Svadbina, T.V., Markova, S.M., Nemova, O.A., Tsyplakova, S.A., Vagin, D.Yu. Anthropological Approach to the Differentiation of Human Life Path Models. Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8. Iss. 12. 2018. P. 387–392.
- Ermakov, S.A., Svadbina, T.V., Nemova, O.A., Karnaukhova, V.A., Kazantseva, G.A., Karpukova, A.A. Foundations of the favorable human life path. Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research. Special Issue. No. 09/01/VI. Vol. 9.
- Nemova, O.A., Retivina, V.V., Kutepova, L.I., Vinnikova, I.S., Kuznetsova, E.A. Sociocultural mechanisms of intergenerational values and mindset Translation in modern Family development and generational change. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. No. 13.
- Pukhova, A., Belyaeva, T., Nemova, O., Nochvina, B., Shimanskaya, O., Tolkunova, S. Modern youth of labour: problems and ways of solution. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. No. 18.