УДК 378+37.09::62+008
https://doi.org/10.20339/AM.11-19.017
А.В. Гайдамакин,
д-р ист. наук, проф.,
заслуженный работник высшей школы РФ
Омский государственный университет путей сообщения
e-mail: gaydamak_aw@mail.ru
Рассмотрены важнейшие и наиболее спорные аспекты реформирования гуманитарного образования в отечественной высшей технической школе. Анализируется стиль управления реформаторами в решении проблем подготовки научно-педагогических кадров по гуманитарным дисциплинам и повышения их квалификации, организации учебного процесса. Показаны противоречивость и последствия принимаемых решений по аспирантуре, диссертационным советам, нечеткость содержания и спорность предлагаемых путей реализации государственных стандартов по гуманитарным дисциплинам. Отмечается неконтролируемый рост бумажного документооборота, противоречащий декларациям о так называемой оптимизации и сокращающий творческий потенциал преподавателей в научной деятельности и работе со студентами. Раскрывается опасность насаждаемых в вузах методик и технологий обучения, препятствующих пониманию логических связей событий и явлений, осмыслению научных теорий, освоению культурного богатства России и мира, мотивации профессиональной деятельности, формированию патриотизма, осознанного чувства гражданского долга. Подтверждаются выводы многих ученых о том, что вузовское гуманитарное образование оказалось в состоянии кризиса. Цель статьи состоит в выявлении недочетов, ошибок, допущенных в процессе реформирования системы гуманитарного образования в высшей технической школе, высказывании авторских соображений об очевидных, тяжелых для государства и общества последствиях допущенных ошибок, подчеркивании необходимости корректировки проводимой вузовской реформы, особенно системы гуманитарного образования.
Ключевые слова: высшая техническая школа, гуманитарное образование, система гуманитарного образования, гуманитарные дисциплины, реформирование гуманитарного образования, студенты, преподаватели, аспирантура, система повышения квалификации, учебный процесс, оптимизация, клиповое сознание, качество знаний.
Литература
- Сергеева И.А. Ценные ориентации студентов // Культура. Наука. Образование. 2017. № 4. С. 105–111.
- Кустова В.В., Бояркина Ю.А. К проблеме исследования ценностных ориентаций студентов вуза // Культура. Наука. Образование. 2017. № 1. С. 135–139.
- Ключерева Е.Р., Каравашкина Г.Н. Инженерное образование в России: нужна ли гуманитаризация? // Культура. Наука. Образование. 2018. № 1. С. 120-122.
- Сенашенко В.С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 4–10.
- Медведева Н.В. Противоречия образовательной практики российских вузов в новых правовых условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 5–9.
- Малышев А.Ю. Актуализация учебно-методического обеспечения политологических дисциплин // Философия образования. 2011. № 6. С. 287–294.
- Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М., 2016.
- История транспорта России. М., 2019.
- Хлебникова О.В. Феномен образования в контексте современной формы исторического априори // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 27-31.
- Кащаев А.Е. Клиповое мышление: проблемы и оценки // Культура. Наука. Образование. 2018. № 10. С. 78–88.