Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Гуманитарное образование в контексте реформирования высшей технической школы

А.В. Гайдамакин
80,00 ₽

УДК  378+37.09::62+008

https://doi.org/10.20339/AM.11-19.017   

 

А.В. Гайдамакин,

д-р ист. наук, проф.,

заслуженный работник высшей школы РФ

Омский государственный университет путей сообщения

e-mail: gaydamak_aw@mail.ru

 

Рассмотрены важнейшие и наиболее спорные аспекты реформирования гуманитарного образования в отечественной высшей технической школе. Анализируется стиль управления реформаторами в решении проблем подготовки научно-педагогических кадров по гуманитарным дисциплинам и повышения их квалификации, организации учебного процесса. Показаны противоречивость и последствия принимаемых решений по аспирантуре, диссертационным советам, нечеткость содержания и спорность предлагаемых путей реализации государственных стандартов по гуманитарным дисциплинам. Отмечается неконтролируемый рост бумажного документооборота, противоречащий декларациям о так называемой оптимизации и сокращающий творческий потенциал преподавателей в научной деятельности и работе со студентами. Раскрывается опасность насаждаемых в вузах методик и технологий обучения, препятствующих пониманию логических связей событий и явлений, осмыслению научных теорий, освоению культурного богатства России и мира, мотивации профессиональной деятельности, формированию патриотизма, осознанного чувства гражданского долга. Подтверждаются выводы многих ученых о том, что вузовское гуманитарное образование оказалось в состоянии кризиса. Цель статьи состоит в выявлении недочетов, ошибок, допущенных в процессе реформирования системы  гуманитарного образования в высшей технической школе, высказывании авторских соображений об очевидных, тяжелых для государства и общества последствиях допущенных ошибок, подчеркивании необходимости корректировки проводимой вузовской реформы, особенно системы гуманитарного образования.

Ключевые слова: высшая техническая школа, гуманитарное образование, система гуманитарного образования, гуманитарные дисциплины, реформирование гуманитарного образования, студенты, преподаватели, аспирантура, система повышения квалификации, учебный процесс, оптимизация, клиповое сознание, качество знаний.

 

 

Литература

  1. Сергеева И.А. Ценные ориентации студентов // Культура. Наука. Образование. 2017. № 4. С. 105–111.
  2. Кустова В.В., Бояркина Ю.А. К проблеме исследования ценностных ориентаций студентов вуза // Культура. Наука. Образование. 2017. № 1. С. 135–139.
  3. Ключерева Е.Р., Каравашкина Г.Н. Инженерное образование в России: нужна ли гуманитаризация? // Культура. Наука. Образование. 2018. № 1. С. 120-122.
  4. Сенашенко В.С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 4–10.
  5. Медведева Н.В. Противоречия образовательной практики российских вузов в новых правовых условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 5–9.
  6. Малышев А.Ю. Актуализация учебно-методического обеспечения политологических дисциплин // Философия образования. 2011. № 6. С. 287–294.
  7. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М., 2016.
  8. История транспорта России. М., 2019.
  9. Хлебникова О.В. Феномен образования в контексте современной формы исторического априори // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 27-31.
  10. Кащаев А.Е. Клиповое мышление: проблемы и оценки // Культура. Наука. Образование. 2018. № 10. С. 78–88.