https://doi.org/10.20339/AM.12-17.024
О.А. Полюшкевич,
канд. филос. наук, доц. кафедры
государственного и муниципального управления
Институт социальных наук
Иркутского государственного университета
e-mail: okwook@mail.ru
Исследована проблема неформальной занятости научно-педагогических кадров университета. Рассматриваются результаты исследования, проведенного в 2017 г. на территории Сибири и Дальнего Востока в 12 городах, имеющих крупные университеты. В результате исследования выявлено, что 64% научно-педагогических кадров вовлечены в неформальную занятость. Обозначены основные формы неформальной занятости: репетиторство, консалтинговые услуги, академический гострайтинг, художественное творчество. Дана их оценка, показано влияние на современное состояние и перспективы изменения социального, научного и педагогического воспроизводства общества в будущем, проведено сравнение с данными других авторов, а также проанализированы формы и причины данного явления, предложены варианты его регулирования.
Ключевые слова: неформальная занятость, научно-педагогические кадры, рынок труда, университет.
Литература
1.Архипова Т.Д., Корнилов В.Д. Утечка мозгов, или миграция научных кадров из России // Социально-экономическое развитие регионов. — М., 2015. — С. 58–60.
2.Балакина Т.П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Финансы и бизнес. — 2011. — № 2. — С. 4–15.
3.Бардин Б. Репетиторство вечно? Нет, оно искоренимо! // Практический журнал для учителя и администрации школы. — 2006. — № 2. — С. 24–27.
4.Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. — 2007. — № 1. — С. 65–84.
5.Гитис Л.Х. Репетиторство как элемент качественного образования // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2004. — № 12. — С. 40–45.
6.Зотова О.Ю., Мостиков С.В. «Утечка мозгов», или «мозговое обращение»: социально-психологические особенности миграции ученых // Право. Экономика. Психология. — 2015. — № 3 (3). — С. 82–88.
7.Колесникова И.А. «Академический гострайтинг»: рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. — 2017. — № 2 (18). — С. 127–148.
8.Кравченко Н.В. Репетиторство как форма проявления ментальной болезни учителей // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края). — Славянск-на-Кубани, 2016. — С. 103–104.
9.Кроливецкая И.Е., Калинин А.Э. Репетиторство как способ повышения качества образования / Перспективы развития науки и образования. — М., 2015. — С. 88–91.
10.Пельменев В.К., Лукашеня З.В. Теоретические основания реализации консалтинга профессиональной деятельности преподавателя вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2016. — № 1. — С. 96–106.
11.«Утечка мозгов»: причины и последствия // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2008. — № 2. — С. 38–45.
12.Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология консалтинга // . — 2016. — № 12–2. — С. 247–253.
Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ 16-33-01015а2 «Социокультурные основы эмпатии», руководитель к. ф. н., доц. О.А. Полюшкевич.