https://doi.org/10.20339/AM.10-17.069
Г.Ф. Шафранов-Куцев,
д-р филос. наук, проф.,
научный руководитель университета,
академик Российской академии образования
e-mail: shafranov-kutsev@utmn.ru
Г.З. Ефимова,
канд. социол. наук, доц. Кафедры общей и экономической социологии
e-mail: g.z.efimova@utmn.ru
Тюменский государственный университет
Исследована тема формирования конкурентных качеств личности как основная задача системы образования. Отмечено, что в современной практической деятельности российских вузов отношения конкуренции недостаточно развиты, и это в значительной мере определяет качество образования и низкую привлекательность российских вузов для иностранцев на мировом рынке образовательных услуг. В статье рассмотрены имеющиеся ресурсы и возможности для активизации процессов формирования и повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов, их выпускников. Охарактеризованы основные барьеры формированию конкурентоспособности, возможные пути преодоления таковых. Также представлен авторский взгляд на то, каким образом процесс формирования конкурентоспособности может быть использован в ближайшей перспективе в учебной и воспитательной работе со студентами.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентный потенциал, профессиональное образование, профориентационная деятельность, конкурентные поля, социология образования, молодежь, студенты, старшеклассники.
Литература
- Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
- URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf
- Евплова Е.В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Высшее образование в России. — 2011. — № 4. — С. 156–158.
- Шустрова Н.В. Социальное управление конкурентоспособностью современной организации: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. — М., 2002.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М., 1999.
- Шафранов-Куцев Г.Ф. Формирование конкурентоспособных качеств личности // Профессиональное образование. — 2016. — № 5. — С. 6–9.
- URL: http://hbr-russia.ru/management/strategiya/p13385/
- Козловская О.В., Акерман Е.Н. Конкурентоспособность как системообразующее свойство региона // Вестник Тюменского государственного университета. — 2008. — № 1. — С. 42–46.
- Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза. — М., 2014.
- Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Профессиональное образование и формирование конкурентоспособности личности, социальной общности // Вестник ТюмГУ. — 2014. — № 8. — С. 28–39.
- URL: http://dx.doi.org/10.1080/02188791.2014.924387
- URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/10/11/65959-gumanisticheskaya-...
- URL: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs12564-016-9459-0
- Власюк Г.В. Конкурентоспособность: социологический поход // Преподаватель XXI век. — 2013. — № 2. — С. 364–374.
- Емельянова И.Н. Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 5 (105). — С. 4–14.
- Коноплянский Д.А., Невзоров Б.П. Перспективы использования педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза в контексте модернизации высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 9. — С. 79–84. DOI: 10.20339/AM.09-16.079
- Блохин А.Л. Роль высшего образования в формировании человеческого капитала // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 1. — С. 20–22. Doi: 10.20339/AM.01-16.020
- URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682
- Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. — М., 2015.
- Власюк Г.В. Особенности социальной конкурентоспособности // Наука и школа. — 2013. — № 1. — С. 173-179.
- Шафранов-Куцев Г.Ф. Формирование конкурентоспособного специалиста в учреждениях профессионального образования // Вестник Тюменского государственного университета. — 2016. — № 2. — С. 8–21.
Статья подготовлена при финансовой поддержке государственного задания Министерства образования и науки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (код проекта 28.2941.2017/4.6).