https://doi.org/10.20339/AM.10-17.004
В.С. Сенашенко,
д-р физ.-мат. наук, проф.
Российский университет дружбы народов
e-mail: vsenashenko@mail.ru
Обсуждаются проблемы и перспективы развития отечественной аспирантуры, формирования таковой как многопрофильного образовательного и научно-исследовательского института. Рассмотрены основные направления реформы аспирантуры, исследована проблема ее эффективности, а также охарактеризованы трудности практической реализации, возникшие после придания аспирантуре статуса образовательной программы. Выражена обеспокоенность возможным снижением научного уровня кандидатских диссертаций выпускников аспирантуры, падением престижа ученой степени кандидата наук.
Ключевые слова: аспирантура, магистратура, преподавательский состав вузов, государственная итоговая аттестация, квалификация, кандидатская диссертация, ученая степень, эффективность аспирантуры, реформирование аспирантуры, ФГОС ВО третьего уровня, профессиональные стандарты, рынок труда.
Литература
- ФГОС ВО по направлениям аспирантуры. URL: fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7
- Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 3. — С. 33–43.
- Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Ткач Г.Ф., Пахомов С.И. Аспирантура: состояние и перспективы развития. — М., 2006.
- Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура – аспирантура» // Высшее образование в России. — 2016. — № 5. — С. 21–32.
- Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. — 2016. — № 3 (199). — С. 44–52.
- Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. — 2017. — № 6 (213). — С. 5–15.
- Сенашенко В.С., Сенаторова Н.Р. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. — 2001. — № 3. — С. 58–66.
- Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика // Высшее образование в России. — 2016. — № 6 (202). — С. 62–86.
- Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 4 (200). — С. 33–41.
- Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Сенаторова Н.Р., Казарин Л.С. О подготовке педагогических кадров в магистратуре // Высшее образование в России. — 1996. — № 3. — С. 23.
- Сенашенко В.С., Кузнецова В.А. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза // Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 39–47.
- Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. — 2017. — № 11 (4). — С. 5–16.
- Касаткин П.И., Иноземцев М.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. — 2016. — № 4 (200). — С. 123–127.
- Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А.. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 5–16.