https://doi.org/10.20339/AM.08-17.037
И.С. Самохин,
канд. филол. наук, старший преподаватель
e-mail: alcrips85@mail.ru
М.Г. Сергеева,
д-р пед. наук, доц.
e-mail: sergeeva198262@mail.ru
Н.Л. Соколова,
канд. филол. наук, доц., директор института
e-mail: oushkate@mail.ru
Институт иностранных языков
Российского университета дружбы народов
Исследован личностный потенциал учащихся начальной, средней и старшей школы, описываемый посредством терминов, широко используемых в научно-педагогической среде: «одаренность», «талант» и «гениальность». Цель статьи — представить соответствующие явления в качестве видов даровитости, рассматриваемой авторами как высший уровень возможностей школьника. Предложен комплекс педагогических действий, позволяющих определить, на каком уровне возможностей находится учащийся на текущем этапе образовательного процесса. Описаны функции учителя и школьного психолога, а также факторы, лежащие в основе уровневой модели «учебная результативность и эмоциональное состояние». Осмысливаются перспективы совершенствования предложенной методики с помощью технических средств. Авторами исследуются подходы российских и зарубежных ученых к проблеме одаренности в широком смысле слова. Сделан вывод о том, что интеллектуальный труд не вызывает у одаренного ребенка отрицательных эмоций и не требует от него серьезных волевых усилий.
Ключевые слова: одаренность, способность, учащиеся, результативность, эмоциональное состояние, эмоции, уровни возможностей.
Литература
- Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. — М., 2009.
- Кондаков И.М. Психологический словарь. URL: http://2013lib.ru/dictionary/478/word/obschaja-odarenost
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М., 2001.
- Рабочая концепция одаренности. — М., 2003.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30–44.
- Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М., 2000.
- Winner, E. Gifted Children: Myths and Realities. New York, 1997.
- Adda, A., Catroux, H. L'enfant doué: L'intelligence réconciliée. Paris, 2003.
- Heylighen F. Characteristics and Problems of the Gifted: neural propagation depth and flow motivation as a model of intelligence and creativity. URL: http://pespmc1.vub.ac.be/papers/giftednessmodel.pdf
- Urhahne, D., Ortiz, D.A. Motivation and Emotions of Gifted and Regular Students Performing a Creative Task. The Open Education Journal. 2011, no. 4, pp. 171–178.
- Cross, T. Social Emotional Needs: Can the Obsessions of Gifted Students Be Positive Drivers in Their Development? Gifted Child Today. April, 2014, pp. 123–125.
- Tan, L.S., Chun, K.Yu. N. Perfectionism and academic emotions in gifted adolescent girls. URL: https://repository.nie.edu.sg/bitstream/10497/17195/1/TAPER-23-3-389_a.pdf
- Fatima, E.Z., Adwan, M.M. Cognitive and Emotional Needs of the Gifted Students From Themselves Perspective. URL: http://www.cscanada.net/index.php/css/article/view/6926
- Farral, F., Henderson, L. Supporting your gifted and talented child’s achievement and well-being. URL: http://www.ais.sa.edu.au/__files/f/201292/2014%20Parent%20Booklet%20May%203pdf
- Margrain, V., Murphy, C., Dean, J. Giftedness in the early years: Informing, learning & teaching. Wellington, 2015.
- Neihart, M., Pfeiffer, S.I., Cross, T.L. The Social and Emotional Development of Gifted Children: What Do We Know? In: National Association for Gifted Children, 2016.
- Piske, F.H.R., Stoltz, T., Machado, J. M., Vestena, C. L.B., Oliveira, C.S., Freitas, S.P., Machado, C.L. Working with Creativity of Gifted Students through Ludic Teaching. URL: http://file.scirp.org/Html/10-6303129_69157.htm
- Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. — 2011. — № 3. — С. 33–45.
- Юркевич В.С. О наивной и культурной креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. — М., 2005.
- Самохин И.С. Неэффективный интерес к учебе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме) // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 856–859.
- Самохин И.С. Удовольствие от познавательного процесса как неотъемлемый элемент детской одаренности // Новый университет. — 2015. — № 10 (55). — С. 4–9.
- Самохин И.С. К проблеме субъективной дискомфортности образовательной среды // Символ науки. — 2016. — № 4 (16). — С. 171–175.
- Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности // Научный диалог. — 2016. — № 5 (53). — С. 234–253.
- Минкин А.В. Виброизображение. — СПб., 2007.
- Мельникова А. По шкале стресса— URL: http://novved.ru/zdorove/28628-po-shkale-stressa.html
- Савельев С.В. Изменчивость и гениальность. — М., 2012.
- Савельев С.В. Неестественный отбор— URL: http://www.mk.ru/science/2012/04/25/697657-neestestvennyiy-otbor.html
- Алфёров Ж.И. Ответ нужно искать самому— URL: http://ileonardo.ru/2012/12/alferov/
- Capria, M. Physics Before and After Einstein. IOS Press, Inc., 2005.
- Кремер В., Тренклер Г. Лексикон популярных заблуждений. — М., 2000.