https://doi.org/10.20339/AM.06-17.098
В.И. Жуковский,
д-р филос. наук, проф., проф. кафедры культурологии
А.В. Кистова,
канд. филос. наук, доц. кафедры культурологии
Сибирский федеральный университет
e-mail: jln@kraslib.ru
Рассматриваются вопросы взаимодействия идеалов культуры и образования. Культура определяется как идеалообразующая сторона жизнедеятельности человека. Раскрывается характер образования как результат целостного образа, фиксирующего сущностные качества человека и мира в их взаимодействии. Утверждается, что в современной образовательной практике присутствует идеал — образец, на который ориентирован весь образовательный процесс. Указаны характеристики образовательного идеала, сформулирована модель, согласно которой культура включает образование как элемент своей сущности. Авторы приходят к выводу, что общее стержневое качество посредничества позволяет идеалам образования быть частью идеалов культуры, а идеалам культуры обладать образовательными качествами. Способность идеала культуры трансформироваться в образовательный идеал дает ему возможность становиться своеобразным компасом в жизни человека.
Ключевые слова: идеал, образование, культура, посредник, образец, диалог, процесс, педагог.
Литература
1. Асмолов А.Г. Этюды оптимизма // Ценностные горизонты гуманистической педагогики. — 2015. — № 4. — С. 2–4.
2. Жуковский В.И. Диалог в образовательном пространстве: зритель и произведение изобразительного искусства //Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 12. — С. 77–81. DOI: 10.20339/AM.12-16.077
3. Жуковский В.И. Ключевые положения синтетической теории идеального Д.В. Пивоварова — методологическая основа инновационного концепта изобразительного искусства // Философия и культура. — 2016. — № 6. — С. 892–898.
4. URL: www.science-education.ru/107-8506
5. Пивоваров Д.В. Проблема синтеза основных дефиниций культуры // Вестник Российского философского общества. — 2009. — № 1. — С. 157–161.
6. Пивоваров Д.В. Синтетическая парадигма в философии. — Екатеринбург, 2011.
7. Современный философский словарь. — М., 2004.
8. Фундаментальные проблемы культурологии: В 4-х т. — Т. 1. — СПб., 2008.
9. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. — М., 1993.