Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Professional self-determination: periodization of the process and support of it at high school

В.А. Стародубцев, Т.Б. Панкратова, Е.Ю. Валитова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/AM.03-17.033

 

В.А. Стародубцев,

д-р пед. наук, проф. кафедры инженерной педагогики

e-mail: starslava@mail.ru,

Т.Б. Панкратова,

канд. пед. наук, директор

Центра содействия трудоустройству и развитию карьеры

e-mail: ptb@tpu.ru

Е.Ю. Валитова,

ассистент кафедры теоретической и прикладной механики

e-mail: valitova-ey@mail.ru

Национальный исследовательский

Томский политехнический университет

 

Рассмотрена связь периодов профориентации, профессионального самоопределения и профессионального развития человека как субъекта труда в современном обществе. Принято положение проекта «Доктрины образования человека в Российской Федерации» о том, что развитие личностного потенциала и самореализация каждого человека по отношению к себе и окружающему миру признается в качестве основной цели системы образования. Рассмотрены существующие подходы в решении проблем профессионального самоопределения студентов вузов, показана необходимость развития общего системного подхода, обеспечивающего процесс субъективизации и индивидуализации профессионально-личностного развития будущих профессионалов. Выделены возможности педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза в зависимости от конкретного этапа реализации педагогической поддержки на уровне бакалавриата.

Ключевые слова: периоды профессионального самоопределения, профессиональное становление бакалавров, педагогическая поддержка, субъективизация.

 

Литература

  1. URL: http://www.profcareer.ru/lib/art_research_young_specialists2009.php
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М., 2010.

Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination. 2010. Moscow.

  1. Зеер Э.Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. — 2010. — № 7 (75). — С. 75–81.
  2. Super, D.E. The psychology of career. 1957. New York.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

Erickson, E. Identity: youth and crisis. 1996. Moscow.

  1. URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-subektnoi-pozitsii-uchashchegosya-v-gumanitarnom-prostranstve-uroka
  2. URL: http://2020strategy.ru/g7/news/32630698.htm
  3. Гинзбург Р.М. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3.
  4. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 6. — С. 68–74.
  5. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. — 2015. — № 10. — С. 75–84.
  6. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. — 2016. — № 7. — С. 143–151.
  7. URL: http://eidos-institute.ru/science/doctrine/