https://doi.org/10.20339/AM.02-17.051
Р.М. Гаранина,
к. педагог. н., старший преподаватель
Самарский государственный медицинский университет
e-mail: CorolevaAnna@yandex.ru
Рассмотрена тема формирования сущностных характеристик в ходе процесса формирования субъектной позиции студента высшего учебного заведения. Исследуются актуальные вопросы сущностных характеристик субъектной позиции личности, а также процесса становления субъектной позиции будущего врача. Автор подчеркивает, что оптимизация процесса формирования субъектной позиции предполагает интегрированный подход к анализу проблемы развития и становления субъектности, многомерное моделирование для прогнозирования возможных тенденций изменения динамики этого процесса. Сделан авторский вывод о том, что последовательное освоение субъектной роли обеспечивает осознанное понимание своей профессиональной и социальной роли, готовность к ее расширению, приводя в конечном счете к эффективному освоению профессионального и социального пространства.
Ключевые слова: субъект, субъектная позиция, субъектная доминанта, этапы развития, самодетерминация, саморегуляция, самомотивация, самоорганизация, самоэффективность, самообразование.
Литература
1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М., 1997. — С. 56–75.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — СПб., 2003.
3. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. — Волгоград, 2002.
4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994.
5. Амиров А.Ф., Гаранина, Р.М., Гаранин, А.А., Авакумова Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. — Самара, 2012.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999.
8. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.