https://doi.org/10.20339/AM.10-16.108
В.И. Капран,
к. психолог. н., с. н. с. факультета психологии,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: kapran.o@yandex.ru
О.В. Капран,
старший преподаватель
Сумской государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко
e-mail: slov@vcity.sumy.ua
Исследована проблема психологии символизма и его реализации в процессе проектирования одежды. Особое внимание уделено символизму цвета как одной из основ психологии символизма. Цвет как символ представлен физиологической реакцией организма и психологическим настроем. Символизм цвета гармонизирует внешний воспринимаемый мир с внутренним воображаемым, не всегда осознаваемым миром. Многослойность символической цветовой структуры проявляется в специфике проектирования одежды и ее воздействии на потребителя. В художественном проектировании одежды сочетаются интуиция и расчет, наука и искусство, знания и фантазия разработчика. Процессу создания современного костюма предшествует предпроектный анализ — сопоставление данных о желаемой функции вещи с символическим образом проектируемого изделия. При этом психологический символизм цвета выступает как основа цветового решения.
Ключевые слова: психология чувственного восприятия цвета, психологический символизм цвета, проектирование одежды.
Литература
- Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. — М., 2010.
- Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 2006.
- Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. — СПб., 2013.
- Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания. — М., 2015.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.
- Найденская Н. Мода. Цвет. Стиль. — М., 2011.
- Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. — М., 1965.
- Капран В.И., Капран О.В. Психология и разработка рекламной продукции. — М., 2008.
- Козлова Т.В. Цвет в костюме. — М., 1989.
- Аксенова М., Храмов Г. Мода и стиль. — М., 2002.