http://dx.doi.org/10.20339/AM.06-16.083
Ж.Е. Вавилова,
старший преподаватель кафедры философии
Казанский государственный энергетический университет
e-mail: zhannavavilova@mail.ru
К. В. Русецкий,
инженер-программист
кафедры интеллектуальных информационных технологий
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
e-mail: rusetski@bsuir.by
Рассмотрены подходы к анализу понятия «мультимодальность». Выявлены спектр элементов такового, пул, содержащий знаковые ресурсы для использования в целях обучения. Определено соотношения конкретных составляющих семиотических ресурсов — как одной из задач проекта «Модели и средства мультимодального синтеза текстов для интеллектуальных обучающих систем», который казанские ученые разрабатывают совместно с белорусскими коллегами. В рамках реализуемого совместного научно-образовательного проекта предполагается создание и тестирование обучающей программы с целью определения условий коммуникации посредством различных семиотических ресурсов. На стартовом этапе проекта мультимодальность рассматривается с точки зрения социальной семиотики, которая фокусируется на смыслообразовании всех типов: от вербального до часто игнорируемого соматосенсорного.
Ключевые слова: мультимодальность, семиотические ресурсы, каналы передачи информации, интеллектуальные обучающие системы.
Литература
- Вавилова Ж.Е. Эпистемическая несправедливость и принцип диалогичности // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 8. — С. 100–104.
- Голенков В.В., Гулякина Н.А. Графодинамические модели параллельной асинхронной обработки // Речевые технологии. — 2012. — № 1. — С. 3–14.
- Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика. — М., 2010. — С. 134–152.
- Мёдова А.А. К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 356. — С. 53–57.
- Azaoui, B. Analyse Multimodale de l’Agir Professoral et Degré de Granularité. Réflexions Méthodologiques / Coord. S. Canelas-Trevisi & R. Gagnon. Lidil, 2014, no. 49, pp. 17–32.
- Halliday, M.A.K. Towards a Language-Based Theory of Learning. Linguistics and Education, 1993, no. 5, pp. 93–116.
- Kress, G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. New York: Routledge, 2010.
- O’Sullivan, C. Introduction: Multimodality as Challenge and Resource for Translation. The Journal of Specialised Translation, 2013, no. 20, pp. 2–14.
- Thurlow, С. Multimodality, Materiality and Everyday Textualities: The Sensuous Stuff of Status? In Handbook of Intermediality, 2015. DeGruyter (In Press).
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-57-04085) «Модели и средства мультимодального синтеза текстов для интеллектуальных обучающих систем».