Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Мультимодальные семиотические ресурсы и их функциональный потенциал для обучающих систем

Ж.Е. Вавилова, К.В. Русецкий
80,00 ₽

http://dx.doi.org/10.20339/AM.06-16.083

 

Ж.Е. Вавилова,

старший преподаватель кафедры философии

Казанский государственный энергетический университет

e-mail: zhannavavilova@mail.ru

К. В. Русецкий,

инженер-программист

кафедры интеллектуальных информационных технологий

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

e-mail: rusetski@bsuir.by

 

Рассмотрены подходы к анализу понятия «мультимодальность». Выявлены спектр элементов такового, пул, содержащий знаковые ресурсы для использования в целях обучения. Определено соотношения конкретных составляющих семиотических ресурсов — как одной из задач проекта «Модели и средства мультимодального синтеза текстов для интеллектуальных обучающих систем», который казанские ученые разрабатывают совместно с белорусскими коллегами. В рамках реализуемого совместного научно-образовательного проекта предполагается создание и тестирование обучающей программы с целью определения условий коммуникации посредством различных семиотических ресурсов. На стартовом этапе проекта мультимодальность рассматривается с точки зрения социальной семиотики, которая фокусируется на смыслообразовании всех типов: от вербального до часто игнорируемого соматосенсорного.

Ключевые слова: мультимодальность, семиотические ресурсы, каналы передачи информации, интеллектуальные обучающие системы.

Литература

  1. Вавилова Ж.Е. Эпистемическая несправедливость и принцип диалогичности // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 8. — С. 100–104.
  2. Голенков В.В., Гулякина Н.А. Графодинамические модели параллельной асинхронной обработки // Речевые технологии. — 2012. — № 1. — С. 3–14.
  3. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика. — М., 2010. — С. 134–152.
  4. Мёдова А.А. К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 356. — С. 53–57.
  5. Azaoui, B. Analyse Multimodale de l’Agir Professoral et Degré de Granularité. Réflexions Méthodologiques / Coord. S. Canelas-Trevisi & R. Gagnon. Lidil, 2014, no. 49, pp. 17–32.
  6. Halliday, M.A.K. Towards a Language-Based Theory of Learning. Linguistics and Education, 1993, no. 5, pp. 93–116.
  7. Kress, G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. New York: Routledge, 2010.
  8. O’Sullivan, C. Introduction: Multimodality as Challenge and Resource for Translation. The Journal of Specialised Translation, 2013, no. 20, pp. 2–14.
  9. Thurlow, С. Multimodality, Materiality and Everyday Textualities: The Sensuous Stuff of Status? In Handbook of Intermediality, 2015. DeGruyter (In Press).

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-57-04085) «Модели и средства мультимодального синтеза текстов для интеллектуальных обучающих систем».